Коммуникативный тренинг для младших школьников - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
794 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коммуникативный тренинг для младших школьников

Коммуникативный тренинг для младших школьников

МКОУ «СКОШ №7» г.Мыски

Тренинг общения «Я — особенный!», 3 класс

Цель: помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других

— развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;

— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

— формирование умения говорить и думать о себе.

— мягкая игрушка, клубок ниток, веревка, шарф, трон с покрывалом, карточки “Техника самоподдержки”, свеча.

– Мы часто встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, кто-то кажется нам необычным и даже странным. И все мы по-разному воспринимаем и относимся к тем, кто не такой как мы. Сегодня тема нашего занятия “Я –особенный”. Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Девиз нашего занятия: “Познай самого себя” (зачитывается запись на доске).

Упражнение может использоваться для разогрева группы в начале занятия.

“Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг к другу и дружили между собой. Я начну с легкого, совсем мягкого прикосновения и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское.

2. Упражнение “Я такой же, как ты”

У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому товарищу, и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же. “Я такой же, как ты, потому что……” Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

3. Упражнение “Давайте говорить друг другу комплименты…”

Ведущий рассказывает ребятам, о том, как важно уметь выражать свои чувства, но порой мы говорим много плохого, и боимся говорить комплименты друг другу. Ведущий предлагает ребятам сказать каждому по комплименту своему другу, подруге, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании упражнения, вся группа оказывается “сшита” воедино. Это упражнение показывает единение группы.

После упражнения проходит обсуждение, какие чувства испытывали ребята, когда говорили комплименты, и воспринимали их.

4. Упражнение “Магазин игрушек”

Игра делится на 2 части.

1) Выбираются “продавец” и “покупатель”, остальные дети “игрушки”. Каждый придумывает себе образ игрушки и замирает в характерной для этого персонажа позе. Начинается процедура приветствия. Покупатель стучит в дверь или звонит в колокольчик. Продавец распахивает дверь, здоровается и приглашает войти. Покупатель осматривает магазин и товары, восхищается ими. Продавец рассказывает о своих игрушках и предлагает купить. Эта часть направлена на развитие коммуникативных навыков.

2) Покупатель выбрал игрушку и хочет купить ее. Продавец включает выбранную игрушку и та начинает двигаться характерным для нее способом. Задача покупателя – отгадать, что за игрушка перед ним.

5. Практическая игра “Встаньте те, кто. ”.

Ребята сидят в кругу. В центре — Ведущий, количество стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: “Встаньте, кто. ” и называет какое- либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.

Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим по новым признаком.

Игра служит для разогревания группы

6. Упражнение “Это не веревка”

Цель: развитие творческого потенциала участников

Материалы: веревка, картон или мяч

Сообщите игрокам, что в этом упражнении речь идет об умении видеть вещи с новой точки зрения и превращать известные предметы в нечто совсем иное.

7. Упражнение “Включаем телевизор”

Дети молча стоят в кругу – они “телевизоры”. Психолог подходит и включает какой-нибудь из них. “телевизор” начинает работать, при этом ребенок изображает все, что ему приходит в голову. Игра позволяет самовыражаться, привлечь к себе внимание.

8. Упражнение “Классная комната”

Суть игры состоит в том, что дети перевоплощаются в той или иной атрибут классной жизни (Школьную доску, классный журнал, оконную штору, выключатель и т.д.) и от его имени выстраивают некое сообщение. Например, школьная доска рассказывает о том, сколько разных ошибок ей пришлось изобразить и т.д.

9. Упражнение “Протянуть руку”

Эта разминка способствует установлению отношений в группе.

Вытянуть руку в направлении участника,

— в одежде которого есть что-то красное,

— у кого карие глаза,

— чьи волосы длиннее ваших,

— у кого нет часов,

— кто одет в синие джинсы.

10. Упражнение “Найди пару”

Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку и водящий пытается найти “изученную” руку среди рук, протянутых всеми участниками.

ОБСУЖДЕНИЕ: как вы нашли свою пару? Какими были руки на ощупь? Что чувствовали, когда знакомились с другими руками?

11. Игра “Дождь в лесу” (релаксация, развитие чувства эмпатии)

Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. “В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни”.

Рассказывающий садится на особый трон (накрыт красивым покрывалом), сидя на нем можно услышать о себе хорошее и услышать приятные слова от других

13. Карточки “Техника самоподдержки”

Ребята, сегодня на уроке мы узнали, что у нас всех очень много общего, и это помогает находить нам общий язык. На каждый человек отличается друг от друга и это здорово, что мы все разные, не похожие друг на друга, каждый из нас уникален! И эту уникальность и неповторимость нужно ценить и уважать в людях!

14. Упражнение “Открытая свеча”

Каждый ребенок берет зажженную свечу по очереди и желает чего-то доброго участнику, стоящему слева. Например, “Маша, я желаю тебе, чтобы у тебя сегодня все получалось”

— Что понравилось на занятии?

— В чем вам помогло сегодняшнее занятие?

Материал взят с сайта «Фестиваль открытых уроков», автор: Комова Юлия Викторовна, педагог-психолог

Занятие по развитию коммуникативных навыков младших школьников «Учимся дружить»

На сегодняшний день трудности во взаимоотношениях детей возникают достаточно часто. Это значит, что умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более важным. Психологические игры, используемые в занятии, помогут создать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия и доброжелательного отношения детей друг к другу.

Цели: развитие коммуникативных навыков, формирование умений и навыков работы в команде, сплочение ученического коллектива, осознание детьми ценности дружбы.

Психолог. Ребята! К нам в класс пришло странное письмо. Пыталась я разобрать, что в нем написано, но не смогла: какие-то рисунки, надписи, шифровки. Одно только слово поняла: «клад». Задумалась я. Вдруг в письме написано, как клад найти? Давайте думать вместе. А поможет нам игра.

Игра «Неожиданные рисунки»

Задачи: мотивировать участников занятия на работу; развивать способность осознавать и принимать собственную уникальность и неповторимость каждого человека; снятие напряжения, раскрепощение.

Психолог. Сядьте в один общий круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и простой карандаш, подпишите свое имя с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину. (2-3 минуты.) По моей команде передайте начатый рисунок своему соседу слева. Пусть теперь он постарается увидеть что-то свое в вашей работе и дорисует то, что считает нужным. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа, и продолжите рисовать начатую им картину. Когда ваш рисунок сделает круг и вернется к вам, попробуйте оценить, нравится ли вам то, что получилось. Какие чувства возникли при первом взгляде на работу? Если что-нибудь вас не устраивает, можно изменить рисунок. Представьте, что перед вами настоящее произведение искусства, и дайте ему название.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети начинают меняться рисунками. [3]

Давайте устроим выставку из ваших работ. Каждый возьмет свой рисунок с авторским названием и с помощью магнита прикрепит его на доску. Мы будем гулять по выставке, и все желающие дадут свое название любой из картин.

Обсуждение. Все мы разные, у каждого свой собственный взгляд, свое видение. И это очень хорошо. Этим мы и интересны дуг другу. Ведь как было бы скучно, если бы все думали и поступали одинаково.

Читать еще:  Тренинг для студентов

Рядом с письмом лежал вот этот мешочек. Давайте посмотрим, что в нем. Здесь цветные фишки. Зачем они? Точного ответа мы пока не знаем. Но интуиция мне подсказывает, что они как-то связаны с кладом. Давайте сделаем так: за участие в каждой из игр я вам буду вручать определенное количество фишек. В этом задании каждый получает по 2 фишки. Пожалуйста, не теряйте их. Они нам пригодятся. Чем больше вы набираете этих фишек, тем ближе окажетесь к кладу. А теперь другая игра. Но для этого нам необходимо разделиться на команды.
Каждый ребенок получает фрагмент картинки. Соединив все фрагменты в общую картинку, дети делятся на команды.

Игра «Сходства»

Задачи: развивать способность видеть сходство между собой и другими детьми; умение договариваться и находить общее решение; навыки работы в команде.

Психолог. Пусть каждая команда составит список того, что объединяет ее участников. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть любимая игрушка…», «Мы все очень любим блинчики…», «Нам всем не нравится, когда кто-нибудь ябедничает», «В каникулы мы все любим ездить на море…» и т.д. Время выполнения задания – 10 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт. [4]

Обсуждение. Все мы чем-то похожи. У каждого есть общие черты, объединяющие его с другими людьми. И это тоже очень хорошо. Иначе люди чувствовали ли бы себя одинокими. Расскажите, как вы работали в своей команде? Что нового и интересного узнали друг о друге? Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе? За каждое высказывание дети получают разноцветные фишки.

Психолог открывает и показывает детям следующую часть письма, где среди непонятных значков можно прочитать: «умения».

Игра «Умения»

Задачи: развивать умения видеть хорошее в каждом человеке, создавать положительный эмоциональный фон; повышать уверенность в себе.

Психолог. Кажется, я понимаю, что это значит. Для того чтобы добраться до клада, необходимо обладать умениями. Сейчас мы встанем в круг и по очереди будем хвастаться. (Если дети затрудняются, можно привести примеры таких умений: кататься на коньках и лыжах, разводить костер, складывать бумажные самолетики, петь и т.д.) Первый ученик начинает: «У меня хорошо получается….», а Дима (сосед справа) хорошо умеет…» Важное условие в этой игре: не повторятся. У каждого будет свое собственное умение плюс то, которое скажет про вас сверстник. (Психолог эмоционально поддерживает высказывания детей для раскрепощения застенчивых участников). За каждое высказывание вы будете получать разноцветные фишки. [2]
Обсуждение. Легко ли было хвастаться? Что легче: вспомнить свое умение или умение соседа? Приятно ли было слышать про свои умения от другого человека?
Пожалуй, теперь, после тренировки, у вас получится выполнить и остальные задания. В письме я обнаружила рисунок, похожий на остров среди моря.

Игра «Маленький остров»

Задачи: развивать умения оказывать помощь, решать проблемы; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Психолог. Вы видите перед собой на полу небольшой остров (нарисованный мелом). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом островке. Это на самом деле совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем. [4]

Обсуждение. Сложно ли было разместиться на очерченном пространстве? С какими трудностями вы столкнулись? Решаема ли оказалась проблема?
Есть такая старинная притча. Умирая, отец позвал всех своих сыновей, дал в руки по тоненькой веточке и попросил каждого сломать свою ветку. Сыновья с легкостью справились с этим заданием. «А теперь попробуйте разломать веник, сложенный из этих веток», – сказал отец. Никто не смог вы полнить второй просьбы. Вот так и вы, если будете дружить по-настоящему, помогать друг другу, то не один враг, ни одна беда вас не сломит.

Игра «Таинственная шифровка»

Задачи: укрепить дружеские отношения детей, сплотить всех участников.

Психолог. В нашем письме осталось только одно неразгаданное место. Это какая-то шифровка: У(11) Р(10) Д(14) А(12) Б(12) Ж(17).
Цифры обозначают количество фишек, необходимых для каждой буквы. Цвет буквы совпадает с цветом фишки. Ребята должны сложить собранные фишки и все вместе выложить слово «ДРУЖБА». [2]

Обсуждение: Как вы понимаете пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей?» Вы все старались набрать как можно больше фишек, но в итоге согласились сложить их вместе для общего дела. Что стало нашим кладом? Конечно, дружба! Деньги, клад могут исчезнуть, а настоящий друг всегда будет рядом: и в горе, и в радости.

Игра «Поиск клада»

Задачи: способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы, развитию дружбы между детьми в классе.

Психолог. Мы с вами разгадали тайну письма и теперь сможем найти настоящий клад. Для этого, надо сначала пойти прямо, затем повернуть один раз направо и два раза – налево.
Кладом могут быть наборы фломастеров и цветной бумаги. С их помощью дети обводят по контуру свою ладошку, вырезают и пишут на ней пожелания себе, друг другу, классу. Результатом творчества детей может стать коллективная работа из именных ладоней пожеланий.

Список литературы:

  1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  2. Башкирова Е. Тренинг общения // Воспитание школьников. – 2009. – № 3. – с. 39, 43.
  3. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х томах. – М.: Генезис.– Т.1. – 2000. – с. 78.
  4. К. Фопель Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4–х томах. – М.: Генезис, Т.4. – 2000. – с. 27, с. 63.

Тренинг коммуникативных навыков для детей

Юля Фоченкова
Тренинг коммуникативных навыков для детей

Программа тренинга для детей

Для вас тренинг, который будет посвящен общению. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Ведь Человек существо социальное!

Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения.

В современном мире очень много средств общения, но к сожалению не всегда мы умеем понимать и слушать, а главное слышать друг друга. Что уж говорить о детях, у них ещё не так много жизненного опыта, кто-то перенял модель общения у своих родителей, кто то от друзей, а кто-то учиться по фильмам и мультфильмам. К сожалению эти модели поведения не всегда верны и приносят нужных ожиданий от своих детей

Как говорил Конфуций: «Есть три ошибки в общении людей: первая — это желание говорить прежде, чем нужно; вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно; третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем. «

Вот цель моего тренинга — это научить наших детей этим трём навыкам. Ведь все мы живём в социуме и чувство успешность в детском саду, школе, обществе, зависит от тогда как наш ребёнок адаптируется к условиям, как он взаимодействует со сверстниками. Сейчас я покажу маленький кусочек от моей программы.

Требование к участникам:

Тренинг рассчитан на детей в возрасте от 4 до 6 лет.

• Количество 10-14 человек.

• Уровень подготовки ребят – удобная обувь.

План тренинга

1. Организационный момент — 1 минута

2. Вступительная беседа — 2 минуты.

1) Упражнение «Зеркало имени» (20 минут)

Участники группы становятся в круг. Затем каждый участник по очереди говорит своё имя соседу слева. А тот, глядя на него, делает ему комплимент.Например: «У вас очень красивые глаза, вы наверно любите…» И так по кругу. Затем мы будем обсуждать, кто что угадал и рассказывать про себя.

Вывод: наверное, каждому интересно, как его воспринимают окружающие со стороны люди. Какие эмоции при этом чувствуют окружающие нас, мы не всегда умеем распознавать.

2) Упражнение «Автобус»

Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения

Участники разбиваются на пары.Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Продолжительность: 15-20 минут.

— Встретимся у цирка через 10 минут.

— Встретимся у парка через 10 минут.

— Приходи ко мне завтра.

3) Упражнение «Глухой телефон» (15 минут)

Цель: включение участников в групповой процесс.

Ресурсы: заранее подготовленный текст.

Ход упражнения: «Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть (Ведущий называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью».

Ведущий зачитывает. текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Ведущий последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику.

Читать еще:  Колотилов евгений тренинги ютуб

Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании, то совещание надо проводить без него. .

После того, как последний пересказывает сообщение всей группе, зачитывается первоначальный текст.

Обсуждение: Понравилось ли вам это упражнение? Как вы думаете, почему первоначальный текст так сильно изменился? Сталкивались ли вы в жизни с такими ситуациями?

Вывод: В процессе общения мы очень часто утрачиваем часть информации, либо дополняем и искажаем ее, в результате чего возникает недопонимание или даже конфликты.

Умение общаться один из важных факторов построения гармоничных отношений

Помимо общения словами, есть не вербальное общение.

Невербальное общение – это все сигналы, символы, жесты, манеры, тембр, мимика то есть не речевая форма общения, взаимопонимания.

Все участники садятся парами. «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему.

«Итак, подведём итоги.», «Давайте ещё раз определим, что мы обсуждали.»

Что уносите с собой?

Я с вами прощаюсь. До свиданья.

После моего тренинга, у ребёнка:

• уходит отстранённость и замкнутость, тревожность,

• появляется стремление к общению,

• ребёнок становиться более терпимее к окружающим и стремиться к общению.

Так же в работе можно использоваться не только игры, но и такие методы как арт-терапия, танцевально-двигательная, музыко-терапия, релаксационные техники. Ведь по средствам творчества тоже можно общаться и передавать какую-либо информацию.

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой Доклад из опыта работы на тему: «Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой». Общение — одна.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» 1. Зарождение и становление коммуникативной.

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,.

Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ «Развитие речи и коммуникативных навыков у детей младшего и среднего возраста в ДОУ». Подготовила Зозуля Надежда Владимировна, воспитатель.

Компьютерные технологии при формировании коммуникативных навыков у детей раннего возраста Суржикова Юлия Ивановна воспитатель ГБОУ «Школа №1499» ДО №6 Компьютерные технологии при формировании коммуникативных навыков у детей.

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать,.

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков» Консультация на тему: Развитие коммуникативных навыков в режимных моментах. Коммуникативные навыки — это легкость установления контакта,.

Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности Презентация на тему : «Развитие коммуникативных навыков детей в игровой деятельности» Подготовила: воспитатель Джабраилова А. С..

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.

Тренинг преодоления социально-коммуникативных трудностей у детей 5–7 лет с ОНР «Мы вместе!» Тренинг преодоления социально-коммуникативных трудностей для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Мы вместе» Цель тренинга: повышение.

Мини игры-тренинги на тему «Формирование коммуникативных умений и навыков»

Мини игры-тренинги на тему «Формирование коммуникативных умений и навыков»

Возраст: 15-18 лет

Необходимые принадлежности:листы бумаги А4, фломастеры, стимульные материалы.

развитие коммуникативных навыков;

— умение устанавливать контакт.

— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

— отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношения между людьми;

-овладение навыками эффективного слушания;

— активизация процесса самопознания и самоактуализации;

— расширение диапазона творческих способностей.

4.Упражнение «Через стекло»

6.Упражнение «Передать одним словом»

7.Упражнение «Двое с одним мелком»

9.Упражнение «Невербальный испорченный телефон»

10. Подведение итогов

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть! Как ваше настроение? Сегодняшний наш тренинг называется «Формирование коммуникативных умений и навыков».

Цель: создание положительного эмоционального фона, самооценка коммуникативных навыков и умений.

Ход занятия: ведущий предлагает правила поведения на занятиях, особо подчеркивая, что эти правила в равной степени относятся и к нему, и к участникам.

1. Доверительный стиль общения, обращаться к друг другу на «ТЫ».

2. Не существует правильных и неправильных ответов.

3. Искренность в общении.

4. Нельзя давать оценку выступлению другого участника.

5. Нельзя вне занятий обсуждать то, что мы узнали друг о друге.

6. Уважение к говорящему участнику.

7. Активное участие в происходящем.

8. В конце занятий, каждый участник имеет возможность высказаться.

1. Что такое коммуникация?

2. Для чего нужна коммуникация?

3. Что такое общение?

4.Виды общения? (Вербальное, невербальное. )

5. Приведите примеры.

Массовая коммуникация (англ. masscommunication), систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

4.Упражнение «Через стекло»

Это упражнение направлено на развитие невербального интеллекта, на понимание партнера по жестам, на установление доверительных отношений. Участникам предлагается «сказать»что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Можно придумывать любые фразы, например: » Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить». Нужно как можно точнее сформулировать фразу, которую передает партнер.

Рефлексия задания: просто или сложно было понять фразу, передать фразу.

Участники тренинга делятся на два круга: внутренний и внешний (должны образоваться пары). Каждому участнику на спину прикрепляются альбомные листы и выдаются фломастеры. Ведущий задает вопросы, а участники тренинга пишут друг другу ответы на листах бумаги: слова–ассоциации.
Вопросы:
1. На какой цветок похож этот человек?
2. На какую птицу?
3. На какое животное?
4. На какой предмет мебели?
5. На какое дерево?
6. На какую еду, или блюдо?
7. На какой напиток?
8. На какой фрукт?

6. Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Время проведения: 15 мин.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения: Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

7. Упражнение «Двое с одним мелком»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Ход игры: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

8. Упражнение «Леопольд»

Цель: развить умение находить подход к людям.

Материалы: карточки с кличками котов.

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышей. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда. Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверил.

Вопросы для обсуждения: Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другому?

Легко ли вам было находится в роли кота или мыши?

Доверяете ли вы людям в жизни?

Доверяют ли вам люди?

Считаете ли вы, что общение играет важную роль во взаимоотношениях между людьми?

9. Упражнение «Невербальный испорченный телефон»

Цель: раскрепощение участников.

Участники становятся в круг с закрытыми глазами. Ведущий дотрагивается до стоящего перед ним человека, например до правого плеча. И так это все передаются по кругу.

Читать еще:  Алгоритм создания тренинговой программы

На самом деле действия искажаются и меняются и действие к ведущему может вернуться совсем в другой форме вплоть до массажа.

10. Подведение итогов

Участники отвечают на вопросы:

1.Что сегодня нового вы узнали?

2.Почему мы доверяем одному человеку, но не доверяем другим?

3. Что можно сделать, что бы нам больше доверяли?

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов.

Тренинговое занятие Тема «Дружба начинается с улыбки»


Описание: предоставляю Вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия проводимого в тренинговой форме, которое будет интересно и полезно педагогам-психологам, учителям начальной школы, социальным педагогам, педагогам организаторам. Данное занятие предназначено для работы с учащимися начальных классов.
Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы.
Задачи:
способствовать формированию позитивного настроя между одноклассниками по средствам невербальной коммуникации
способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися
развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу
развивать у учащихся начальной школы способности понимать эмоциональное состояние людей через невербальные средства общения
воспитывать чувства сопереживания, доброжелательного отношения к одноклассникам
воспитывать толерантность, терпимость и уважение к одноклассникам
Форма проведения: тренинг
Оборудование: магнитофон, фонограмма с песней «улыбка» из мультфильма «Крошка енот», раздаточный материал цветы настроения, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход мероприятия:
Упражнение «Цветок моего настроения»
Педагог-психолог: Ребята вы знаете, что наше настроение бывает разным. Давайте, сравним наше настроение с цветками. У каждого из вас на партах лежат цветы – настроения, посмотрите на них внимательно и выберете тот цветок, который соответствует Вашему настроению.
Учащиеся рассматривают пиктограммы (цветов — настроения), определдяют изображённые на них эмоции. А затем каждый из учащихся выбирает один из цветков настроения, который соответствует его настроению на данный момент, и объясняют свой выбор.

Педагог-психолог: Как мне приятно, что у вас в основном у всех хорошее настроение и ваших цветочках, которые вы выбрали красивая и добрая улыбка.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Педагог-психолог: Все мы знаем, что без друзей очень плохо, а как вы думаете, какой самый простой способ завести себе друзей?
Учащиеся вспоминают и перечисляют способы, с помощью которых можно завести друзей.
Педагог-психолог: Все перечисленные вами способы хороши, но есть самый простой и самый действенный способ для приобретения друзей – это…
Сейчас я вам загадаю загадку автор, которой Елена Осипова отгадка, на которую и будет этот способ.
Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об.
Учащиеся: Улыбке!
Педагог-психолог: правильно улыбка! Вот сейчас я вам предлагаю взять друг друга за руки, посмотреть друг другу в глаза и молча улыбнуться.
Упражнение выполняется под песню из мультфильма «Крошка енот» «Улыбка» на музыку В. Шаинского и слова М. Пляцковского.
Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?
Учащиеся
Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка – самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.
«Мозговой штурм». Дружба это.
Учащимся предлагается подумать над следующим вопросом:
Ребята, как вы понимаете слово «дружба» и кто такой по вашему «друг»?
Учащиеся после небольшого размышления высказываются.
Педагог-психолог подводит итог обсуждения и дает следующие определение понятий «дружба» и «друг»
Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Друг – это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.
Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку.
(Вместе с учащимися выводятся следующие правила дружбы)
Правила дружбы:
Не ссориться
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Быть вежливым
Не злиться
Помогать другу
Быть честным
Быть внимательным
Педагог-психолог. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку.
Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит?
Учащиеся приводят свои объяснения
Педагог-психолог обобщает высказывания учащихся.
Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга. А вы умеете определять эмоциональное состояние своих друзей-одноклассников? Вот сейчас мы и проверим.
Упражнение «Угадай эмоцию друга»
Один из учащихся подходит и вытаскивает карточку с названием того или иного эмоционального состояния (например, радость, горе, веселье, страдание, сострадание, удивление и так далее), и показать его с помощью невербальных средств общения. Другие учащиеся должны догадаться, какое эмоциональное состояние им продемонстрировал их одноклассник. Тот, кто отгадает первым, выходит следующим, для загадывания эмоционального состояния.
Педагог-психолог: Ребята скажите, пожалуйста, какое эмоциональное состояние человека вам нравится больше всего? (учащиеся чаще всего отвечают, что им больше нравится эмоции радость). А с помощью чего вы определяете, это состояние?
Учащиеся. С помощью улыбки на лице.
Педагог-психолог: Так как вы думаете, в чем же секрет улыбки?
Учащиеся высказывают свои соображения.
Педагог-психолог подводит итог.
Когда люди часто улыбаются, они становятся еще красивее.
Мировые учёные подсчитали, что 80 процентов успеха в жизни человека во многом зависит от его умения общаться с улыбкой.
Важно не забывать уметь улыбаться окружающим, так как это помогает нам доброжелательно относиться друг к другу и помогает приобрести много друзей.
С помощью доброй улыбки можно поднять своё настроение и настроение окружающих нас людей.
Ученые говорят, что пять минут смеха может продлить жизнь человека на один год.
Разрешите мне вам дать ряд советов:
Каждое утро не забывайте улыбаться себе — улыбайтесь перед зеркалом.
Постарайтесь на видном месте поместить фотографию или картинку улыбающихся людей.
Не забывайте дома, на улице, в школе, чаще улыбайтесь своим родителям, друзьям, учителям.
Помните — улыбаясь, вы улучшаем своё здоровье и делаете лучше окружающую нас жизнь.
Не забывайте, улыбайся, когда здороваетесь с людьми.
Упражнение «Цветок дружбы»
Педагог-психолог: Надеюсь, вы все со мной согласитесь, что дружба это самое важное и лучшее, что есть в жизни человека. Дружбой надо дорожить и ее обязательно надо ценить. Сейчас я предлагаю вам сделать цветок нашего дружного класса.
Педагог-психолог показывает учащимся круг основание цветка, на котором написан цветок, какого класса (например, 3 «А»).
Сейчас каждый из вас возьмёт цветную бумагу такого цвета, который ему больше всего нравится и обведет на ней свою ладонь, затем вырежете из цветной бумаги эту ладонь и на ней напишите свои добрые пожелания, своим друзьям-одноклассникам.
Учащиеся выполняют задание. Затем все эти ладошки приклеиваются к основанию цветка, и он вывешивается на доску.
Педагог-психолог: Красивый у нас получился цветок дружбы нашего класса? Вам он нравится?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»
Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.
Учащиеся становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.
Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.

Отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Способность к ассертивному поведению – это возможность достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы ни Ваши, ни их права не были нарушены.

Ассертивность как качество подразумевает некую личностную автономность, независимость от чужого мнения и оценки окружающих, способность самостоятельно планировать собственную и осуществлять эти планы.

В то же время, ассертивность как способ коммуникации представляет собой оптимальный способ взаимодействия, при котором Вы не манипулируете собеседником, но и не позволяете сделать себя объектом манипуляции.

Ассертивное поведение представляет собой практическую реализацию неких «психологических прав», о которых мы часто забываем. В частности, в любой момент своей жизни Вы абсолютно вправе изменить свое мнение, отказать кому-либо или сказать «я Вас не понимаю» и не испытывать угрызений совести по этому поводу.

Ассертивность подразумевает три компонента:

Способность защищать и отстаивать собственные права и интересы

Способность формулировать и отстаивать собственное мнение, даже если это сопряжено с какими-либо трудностями.

Способность выражать свои чувства и

приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведение через развитие социально-психологической компетенции личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Аудитория: 8 человек (малая группа).

Продолжительность занятия: 30-40 минут.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector