Microclimate.su

IT Новости
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг мир профессий

Профориентационная игра «Мир профессий» для старшеклассников

Где родился – там и пригодился.(народная мудрость)
1. Орг. момент. Знакомство.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые педагоги!
Мы рады приветствовать вас во Дворце детского творчества. Сегодня мы подготовили для вас профориентационную игру с элементами тренинга «Мир профессий».
Все участники распределились на четыре группы, четыре команды. Прошу придумать название своей команде, чтобы оно имело отношение к теме мероприятия.
(команды придумывают названия, знакомство)

2. Вступительное слово.
Ведущий: Цель нашего мероприятия выяснить, какие профессии наиболее востребованы сегодня, как правильно выбрать профессию, от чего зависит выбор соответствующей профессии.
Выбор профессии — дело действительно сложное и очень ответственное! Мир профессий чрезвычайно разнообразен, динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые профессией к человеку, неуклонно возрастают. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, причем ежегодно появляется около 500 новых и столько же отмирает, либо неузнаваемо изменяется.
Профессиональная деятельность человека занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке туда.

3. Ассоциация
Ведущий: Давайте для начала сейчас попробуем ответить на вопрос: «Что же такое профессия?». Напишите на ватмане свои ассоциации с этим словом.
(Профессия — работа, специальность, доход, занятие, деятельность, труд, любимое дело, зарплата)
Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков
Сегодня мы пригласили на наше мероприятие людей интересных и современных профессий. Они расскажут об особенностях своей профессии. У вас есть возможность задать интересующие вас вопросы.
Сегодня у нас в гостях представитель газеты «Приокская правда» Валерия Рудометова, она расскажет о современной в наше время профессии «журналист», «редактор».
(выступление представителя газеты)
Ведущий: Профессия психолога тоже очень востребована сегодня. Об особенностях этой профессии, и не только, расскажет педагог-психолог ДДТ
(выступление педагога — психолога)
Ребята, поднимите руку те, кто уже определились с выбором профессии, и готовятся к поступлению в ВУЗы, связанные с данной профессией.
Какую профессию вы выбрали? (ответы детей)
Какие профессии наиболее современны и востребованы сегодня? Сейчас мы узнаем ваше мнение.

4. Ранжирование
Ведущий: (Задание командам) Из всего многообразия профессий за определенное время (пока звучит музыка) напишите по 5 профессий, который на ваш взгляд сегодня считаются наиболее современными и востребованными. Проранжируйте их. (т.е. на 1 место – более значимые, и т.д.)

5. Как правильно выбрать профессию
Ведущий: Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, на что, прежде всего, вам надо сориентироваться. Внимание на экран.
Во-первых, определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом “Хочу”.
Во-вторых, оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности. Это “Могу”.
В-третьих, узнать какие профессии пользуются спросом. Это “Надо”.
В том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу”, “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.
Основные ошибки при выборе профессии.

6. Какие бывают профессии
Ведущий: По предмету труда можно выделить пять типов профессий.
Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа “человек — человек”. Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец.
К типу “ человек — природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар

Тип “человек – техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это: сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер.
Тип “человек – знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер.
К типу “ человек – художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актер, закройщик.

7. Тест — Определение типа будущей профессии (по методике Е.А. Климова)
(по 2 человека от каждой команды проходят тест, остальные участники отвечают на вопросы ведущего).

8. Игра «Назови профессию»
1. Это специалист в области прав человека. Он консультирует по различным вопросам, помогает совершать сделки, помогает правильно составлять договора (Юрист).
2. Этот человек занимается оформлением витрин, выставок, оборудует витрины, разрабатывает их дизайн. (Витражист)
3. Этот человек должен уметь быстро и грамотно печатать, правильно оформлять документы, должен владеть компьютером и другой оргтехникой. (Секретарь-референт).
4. Человек данной профессии наиболее рационально составляет бюджет предприятия, планирует расходы предприятия (Экономист).
5. Основная задача этих специалистов – исследование спроса на производимую продукцию и организация её сбыта, то есть поиск клиентов (Маркетолог).
6. Его профессия может показаться легкой, но от неё зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения рук и крепких нервов. Не всегда его знают в лицо, так как чаще видят со спины (Дирижер).
7. К его профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус-негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание – гипертония, то есть пониженное артериальное давление. Ему сложно планировать личную жизнь, так как люди этой профессии часто отсутствуют дома (Бортпроводник, мореплаватель).
За пеленой житейских наслоений,
За суетой мелькающих минут,
За сменою всех наших настроений
Есть главное на свете –
Это труд.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки (Поэт).
(Подведение итогов тестирования)
9.«Черный ящик»
Ведущий: Догадайтесь, что лежит в «черном ящике». Моя подсказка: это орудие туда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача.
(Ложка. Музыканты-ложкари; врач в домашних условиях поверяет горло больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой).

10. «Мир профессий»
Ведущий: Вам будут зачитаны характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени подходят данной характеристике
Отгадать профессии:
1. Самая сладкая . кондитер
2. Самая зеленая . лесничий
3. Самая детская . воспитатель детского сада
4. Самая смешная . клоун
5. Самая волосатая . парикмахер
6. Самая тяжелая . грузчик
7. Самая подземная . шахтер
8. Самая подвижная . водитель
9. Самая воздушная . летчик

11. «Кто есть кто?»
Ведущий: Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо выбрать правильный ответ.
• Представители какой профессии в средние века заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
(цирюльники имели право заниматься малой хирургией, вправлять вывихи, накладывать перевязки, лечить зубы, делать педикюр).

• Где работает брокер?
1. В банке
2. На бирже
3. На базаре
4. На ипподроме
Брокер (англ) – это посредник при заключении сделок.

• Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?
1. Летчик
2. Автогонщик
3. Аквалангист
4. Космонавт
(Цена костюма космонавта около 10 миллионов долларов).

• Зачем мужчина обращается к флористу?
1. За грибами
2. За букетом
3. За отваром
4. За табаком
(Флорист — изготавливает букеты)

• Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
1. хранитель;
2. реставратор;
3. экскурсовод;
4. ресторатор.
(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).

• Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
1. тамада;
2. конферансье;
3. диктор;
4. спикер.

• Что делает визажист?
1. Визы
2. Макияж
3. Пластические операции
4. Художественные фотографии
(Визажист – художник по макияжу, дословный перевод «человек работающий с лицом»).

• Что делает маркетолог?
1. Работает на рынке ценных бумаг
2. Изучает рынок
3. Изучает торговые точки
4. Собирает почтовые марки
(Маркетолог – специалист по продвижению товара, изучает рынки сбыта труда).

12. Подведение итогов
Ведущий: Мы поговорили о самых разных профессиях. Но, говоря об актуальных профессиях на сегодняшний день, не стоит забывать о том, что вам нужно выбирать профессии, которые будут востребованы через несколько лет, например, на момент окончания вами высших и средне-специальных учебных заведений.
Завершая нашу программу, я хочу еще раз акцентировать ваше внимание на то, что профессию надо выбирать по душе, учитывая при этом ее востребованность на рынке труда.
Счастья и удачи в выборе будущей профессии – выборе судьбы.

Профориентационный тренинг-игра «Как стать успешным?!»

Основная задача старшей ступени обучения состоит в том, чтобы обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образования, подготовить их к жизни и труду в современном обществе, способствовать их социализации и социальной адаптации в условиях постоянно меняющегося мира, помочь старшеклассникам в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования. Однако, по данным Центра социально – профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся 11-го класса. У многих школьников выбор является случайным, носит романтический характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями. Школьная программа не дает детям полноты знаний о человеке, его способностях, и, следовательно, не учит выбору профессии и соответствующего образования. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов. У них нет целостной научной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. У многих учащихся не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Все это определяет необходимость определять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути.

С 2008 года в Мыскаменской школе-интернате в рамках профориентационной работы со старшеклассниками проводиться элективный предмет “Как стать успешным?!”. Результатом занятий по данному курсу является проведение открытого мероприятия (профориентационной тренинг – игры).

Читать еще:  Упражнения ледоколы в тренинге

Цель тренинг-игры – повышение у учащихся 10–11-х классов уровня профессиональной зрелости, то есть способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

  1. Повышение информационной готовности к зрелому выбору, что включает в себя информированность.
  2. Повышение мотивационно-ценностной готовности к зрелому выбору, что включает.
  3. Повышение практической готовности.

Сценарий проведения игры

Ведущий: Добрый день, участники нашей игры и гости. … “Независимо от того, является ли человек писателем или читателем, учителем или пекарем, задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна… ”

Зачастую будущие студенты, не владея информацией, выбирают будущую специальность ошибочно. Кто-то из вас будет делать свой выбор, мотивируя его:

– традициями в семье
– финансовой стороной
– популярностью данной профессии
– друг идет учиться в этот ВУЗ и я тоже.

Можно перечислять еще много критериев выбора профессии, но точно можно утверждать о том, что каждому молодому человеку (юноше, девушке) необходимо знать мир профессий, хорошо в нем ориентироваться, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор.

Что же такое Профориентация? – это определение человеком своего места в профессиональном мире.

Цель профориентации – подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями, а также потребностями и интересами самого человека, его желанием само реализоваться в каком либо виде деятельности.

Сегодня мы предлагаем вам игру для того, чтобы еще на один шаг ввести вас в мир профессий. Дать вам начальную информацию для дальнейшего выбора, возможно, заинтересовать той или иной областью профессий.

Итак, начнем. Наша игра называется “Сотворение мира”. Но перед тем как начать игру хочу представить жюри. (Желательно, чтобы это были приглашенные люди.)

Давайте создадим новый мир. Сейчас мы все вместе нарисуем его, заполняя сектор определенной сферы деятельности человека: а) человек – природа; б) человек – человек; в) человек – техника; г) человек – знаковая система; д) человек – художественный образ. Каждый из вас должен принять участие в сотворении нашего профессионального мира.

Сейчас мы разрежем наш “Сотворенный мир” на части. Каждой команде достанется кусочек мира, который будет существовать по своим законам. (Дается время на подготовку, для того чтобы представить свой маленький мир). Время выполнения задания 20-25 минут.

  • Опишите доставшуюся часть созданного мира:
  • дать всему нарисованному необходимые названия;
  • подчеркнуть характерные особенности;
  • указать какой государственный строй, если он есть;
  • предметы импорта и экспорта;
  • наиболее востребованные профессии;
  • культурные традиции (гимн, флаг, мифы, легенды, правила, что нужно знать и уметь иностранцу, чтобы попасть в государство).

– Итак, вы представили свой созданный мир, и мы переходим к следующему заданию.

Каждая команда загадывает какую – либо профессию любой представленной сферы деятельности человека. От каждой команды по участнику, который с помощью жестов и мимики показывает данную профессию. И соответственно другие команды угадывают. (Желательно, чтобы в действиях участвовали 2-3 профессии, т.е. необходимо показать мини-сценки.) Время подготовки 2-3 мин.

– Процесс профессионального самоопределения связан с расширением и углублением творческой, общественно – и личностно — значимой деятельности человека.

Каждая команды сейчас получит одинаковые варианты словосочетаний, которые должны быть продолжены. Цель данного упражнения: найти оптимальное определение данных понятий.

  1. Профессиональное просвещение – это… .
  2. Профессиональная диагностика – это…
  3. Профессиональная консультация – это…(пример)
  4. Профессиональный отбор (подбор) – это….
  5. Профессиональное воспитание – это…
  6. Профессиональная адаптация – это….
  1. . профинформация, профагитация;
  2. …направлена на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии;
  3. …нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов – профконсультантов;
  4. …проводится с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию;
  5. …формирование у учащихся чувства долга, профессиональной чести и достоинства;
  6. … степень адаптации к данной профессии.)

Задание 5. “Жизненные ценности” (“Конверт откровений”).

Вам предлагается, как на экзамене, вытянуть билет, и, прочитав вслух, высказать свое мнение относительно написанного. (Необходимо заранее заготовить вопросы по данной теме. Например: “Что для тебя является смыслом жизни?”; “Почему многим людям так и не удается сделать карьеру?” Назови несколько причин и т.п.)

– Выбор профессии, – каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, осознание своей необходимости людям.

– Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.

Задание 6. “ Цепочка профессий” (по принципу игры в города.)

– Мы уже узнали, что существует 5 основных областей (сфер) профессий. Начнем с области человек – человек (по очереди каждая команда называет профессию. Кто остановится, тот и удаляется из конкурса.)

Задание 7. Кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

  1. Разрабатывает компьютерные программы на основе анализа математических моделей.
  2. Приготавливает различные виды теста, кремов, торты, кексы, заготавливает сырье по рецептам.
  3. Сервирует стол, встречает посетителей, принимает заказы, собирает использованную посуду.
  4. Осуществляет документальную и художественную фотосъемку людей и объектов.
  5. Должностное лицо, юридически правильно квалифицирующее факты и обстоятельства, раскрывает преступления.
  6. Восстанавливает и группирует факты, ищет их объяснение, устанавливает связь между событиями.
  7. Формирует у детей умение учиться, закладывает основы (научные, мировоззрения) бедующего самоопределения учащихся.
  8. Оказывает помощь по адаптации человека в окружающих условиях, разрешению личностных проблем.
  9. рассматривает уголовные дела (гражданские) обеспечивает законность всех действий суда.

– Итоги всей игры подводит приглашенное жюри.

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2003, 272 с.
  2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: “Институт практической психологии”. Воронеж: НПО “Модэк”, 1997, 56 с.
  3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание. – М.: Генезис, 2002.
  4. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов/Под общей ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995, 160 с.

Профориентационная игра «Мир профессий» для старшеклассников

Где родился – там и пригодился.(народная мудрость)
1. Орг. момент. Знакомство.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые педагоги!
Мы рады приветствовать вас во Дворце детского творчества. Сегодня мы подготовили для вас профориентационную игру с элементами тренинга «Мир профессий».
Все участники распределились на четыре группы, четыре команды. Прошу придумать название своей команде, чтобы оно имело отношение к теме мероприятия.
(команды придумывают названия, знакомство)

2. Вступительное слово.
Ведущий: Цель нашего мероприятия выяснить, какие профессии наиболее востребованы сегодня, как правильно выбрать профессию, от чего зависит выбор соответствующей профессии.
Выбор профессии — дело действительно сложное и очень ответственное! Мир профессий чрезвычайно разнообразен, динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые профессией к человеку, неуклонно возрастают. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий, причем ежегодно появляется около 500 новых и столько же отмирает, либо неузнаваемо изменяется.
Профессиональная деятельность человека занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что еще одну треть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым и интересным делом – счастье, которое вполне достижимо. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо знать свои возможности, профессиональные интересы и склонности, а также учитывать требования профессии и ситуацию на рынке туда.

3. Ассоциация
Ведущий: Давайте для начала сейчас попробуем ответить на вопрос: «Что же такое профессия?». Напишите на ватмане свои ассоциации с этим словом.
(Профессия — работа, специальность, доход, занятие, деятельность, труд, любимое дело, зарплата)
Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков
Сегодня мы пригласили на наше мероприятие людей интересных и современных профессий. Они расскажут об особенностях своей профессии. У вас есть возможность задать интересующие вас вопросы.
Сегодня у нас в гостях представитель газеты «Приокская правда» Валерия Рудометова, она расскажет о современной в наше время профессии «журналист», «редактор».
(выступление представителя газеты)
Ведущий: Профессия психолога тоже очень востребована сегодня. Об особенностях этой профессии, и не только, расскажет педагог-психолог ДДТ
(выступление педагога — психолога)
Ребята, поднимите руку те, кто уже определились с выбором профессии, и готовятся к поступлению в ВУЗы, связанные с данной профессией.
Какую профессию вы выбрали? (ответы детей)
Какие профессии наиболее современны и востребованы сегодня? Сейчас мы узнаем ваше мнение.

4. Ранжирование
Ведущий: (Задание командам) Из всего многообразия профессий за определенное время (пока звучит музыка) напишите по 5 профессий, который на ваш взгляд сегодня считаются наиболее современными и востребованными. Проранжируйте их. (т.е. на 1 место – более значимые, и т.д.)

5. Как правильно выбрать профессию
Ведущий: Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, на что, прежде всего, вам надо сориентироваться. Внимание на экран.
Во-первых, определить каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом “Хочу”.
Во-вторых, оценить каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности. Это “Могу”.
В-третьих, узнать какие профессии пользуются спросом. Это “Надо”.
В том случае, если вы сумеете совместить “хочу”, “могу”, “надо”, то ваш профессиональный выбор будет удачным.
Основные ошибки при выборе профессии.

6. Какие бывают профессии
Ведущий: По предмету труда можно выделить пять типов профессий.
Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа “человек — человек”. Это: врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец.
К типу “ человек — природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы. Это: агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар

Читать еще:  Тренинговая программа для студентов

Тип “человек – техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом техники. Это: сварщик, инженер, водитель, швея, электромонтер.
Тип “человек – знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами. Это: переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер.
К типу “ человек – художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием различных изделий. Это: художник, журналист, композитор, актер, закройщик.

7. Тест — Определение типа будущей профессии (по методике Е.А. Климова)
(по 2 человека от каждой команды проходят тест, остальные участники отвечают на вопросы ведущего).

8. Игра «Назови профессию»
1. Это специалист в области прав человека. Он консультирует по различным вопросам, помогает совершать сделки, помогает правильно составлять договора (Юрист).
2. Этот человек занимается оформлением витрин, выставок, оборудует витрины, разрабатывает их дизайн. (Витражист)
3. Этот человек должен уметь быстро и грамотно печатать, правильно оформлять документы, должен владеть компьютером и другой оргтехникой. (Секретарь-референт).
4. Человек данной профессии наиболее рационально составляет бюджет предприятия, планирует расходы предприятия (Экономист).
5. Основная задача этих специалистов – исследование спроса на производимую продукцию и организация её сбыта, то есть поиск клиентов (Маркетолог).
6. Его профессия может показаться легкой, но от неё зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения рук и крепких нервов. Не всегда его знают в лицо, так как чаще видят со спины (Дирижер).
7. К его профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус-негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание – гипертония, то есть пониженное артериальное давление. Ему сложно планировать личную жизнь, так как люди этой профессии часто отсутствуют дома (Бортпроводник, мореплаватель).
За пеленой житейских наслоений,
За суетой мелькающих минут,
За сменою всех наших настроений
Есть главное на свете –
Это труд.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки (Поэт).
(Подведение итогов тестирования)
9.«Черный ящик»
Ведущий: Догадайтесь, что лежит в «черном ящике». Моя подсказка: это орудие туда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача.
(Ложка. Музыканты-ложкари; врач в домашних условиях поверяет горло больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой).

10. «Мир профессий»
Ведущий: Вам будут зачитаны характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени подходят данной характеристике
Отгадать профессии:
1. Самая сладкая . кондитер
2. Самая зеленая . лесничий
3. Самая детская . воспитатель детского сада
4. Самая смешная . клоун
5. Самая волосатая . парикмахер
6. Самая тяжелая . грузчик
7. Самая подземная . шахтер
8. Самая подвижная . водитель
9. Самая воздушная . летчик

11. «Кто есть кто?»
Ведущий: Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо выбрать правильный ответ.
• Представители какой профессии в средние века заменяли врачей?
1. кузнецы;
2. алхимики;
3. цирюльники;
4. портные.
(цирюльники имели право заниматься малой хирургией, вправлять вывихи, накладывать перевязки, лечить зубы, делать педикюр).

• Где работает брокер?
1. В банке
2. На бирже
3. На базаре
4. На ипподроме
Брокер (англ) – это посредник при заключении сделок.

• Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?
1. Летчик
2. Автогонщик
3. Аквалангист
4. Космонавт
(Цена костюма космонавта около 10 миллионов долларов).

• Зачем мужчина обращается к флористу?
1. За грибами
2. За букетом
3. За отваром
4. За табаком
(Флорист — изготавливает букеты)

• Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
1. хранитель;
2. реставратор;
3. экскурсовод;
4. ресторатор.
(Ресторатор занимается ресторанным бизнесом).

• Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?
1. тамада;
2. конферансье;
3. диктор;
4. спикер.

• Что делает визажист?
1. Визы
2. Макияж
3. Пластические операции
4. Художественные фотографии
(Визажист – художник по макияжу, дословный перевод «человек работающий с лицом»).

• Что делает маркетолог?
1. Работает на рынке ценных бумаг
2. Изучает рынок
3. Изучает торговые точки
4. Собирает почтовые марки
(Маркетолог – специалист по продвижению товара, изучает рынки сбыта труда).

12. Подведение итогов
Ведущий: Мы поговорили о самых разных профессиях. Но, говоря об актуальных профессиях на сегодняшний день, не стоит забывать о том, что вам нужно выбирать профессии, которые будут востребованы через несколько лет, например, на момент окончания вами высших и средне-специальных учебных заведений.
Завершая нашу программу, я хочу еще раз акцентировать ваше внимание на то, что профессию надо выбирать по душе, учитывая при этом ее востребованность на рынке труда.
Счастья и удачи в выборе будущей профессии – выборе судьбы.

Мероприятия

9 апреля с 10:00 до 18:00 состоится тренинг для подростков « Осознанный выбор профессии »

Данный тренинг благоприятно влияет на развитие таких личностных качеств подростков как ответственность, сознательность, креативность, уверенность в себе.

Выбор профессии — один из важнейших выборов, который совершает человек. И жизненно значимо, чтобы он оказался верным. Тогда выбранная профессия будет доставлять удовольствие и соответствовать финансовым ожиданиям.

Этот тренинг для Вас, если Вы хотите:

— самостоятельно и осознанно подойти к выбору профессии

— определить собственные перспективы личностного и профессионального самоопределения

— познавать себя, свои интересы, склонности, ценности

— исследовать свои способности и научиться эффективно их применять

— получать удовольствие от дела своей жизни, раскрывая собственный потенциал

— быть успешными в различных сферах жизни

— увидеть новые перспективы и определить, куда Вам следует двигаться

— наполнить свою жизнь смыслом и определить любимое дело, которое позволит Вам получать удовольствие от рабочего процесса и получать достойный заработок.

В результате тренинга Вы:

— Получите возможность сделать осознанный выбор профессии

— Познакомитесь с факторами, влияющими на профессиональный выбор

— Расширите представление о мире профессиональной деятельности

— Определите ключевую область своих интересов

— Исследуете свои способности и возможности

— Расставите личные и профессиональные приоритеты

— Получите инструменты выбора своей профессии

— Построите дорогу к достижению своей профессиональной цели

Структура тренинга (10.00-18.00):

1. Знакомство. Постановка целей на тренинг.

2. Что нужно знать, чтобы не допустить ошибку при выборе профессии. Техника «Рейтинг ошибок».

3. Методики: «Мои сильные и слабые стороны», «Что я о себе не знаю», «Мои неосознаваемые таланты»

4. Игра Бумеранг. Знакомство с разнообразными профессиями, их плюсами и минусами.

5. Перерыв (11.30 – 11.45)

6. В какой профессии меня видят окружающие?

7. Методика « HR ». Какие профессии мне рекомендуют

8. Техника «Мои 10 лучших профессий». Определение области интересов

9. Обед (13.30-14.30)

10. Делаем выбор профессии: что будет моим хобби, а что профессией. Методика «Солнечная Система»

11. Модель призвания

12. Заполнение Вашей личной Формулы Призвания

13. Перерыв (16.00-16.15)

14. Проективная методика «Миссия»

15. Техника «Дорога к моей профессии». Построение плана достижения профессиональной цели.

16. Обсуждение результатов, подведение итогов тренинга

Осознанный выбор профессии — это нечто большее, чем просто профориентация. Это, прежде всего, работа с ценностями человека, с его личными стремлениями и талантами. Мы убеждены, что каждый человек может быть максимально эффективен в какой-то конкретной сфере деятельности. Работа в удовольствие — это не мечта, а реальность человека, осознавшего свои истинные желания и начавшего делать шаги на пути профессиональной реализации.

Тренинг был неоднократно реализован на базе Центра Содействия Инновациям в образовании, и Московском Городском Психолого-Педагогическом Университете (МГППУ).

Автор и ведущий тренинга:

Татьяна Петренко

Руководитель психологического отдела Центра Определения Способностей «Who Am I?». Психолог и тренер в области раскрытия Призвания и определения Смысла Жизни. 6 лет практического опыта консультаций и преподавательской деятельности в психологии и бизнесе. Профессиональный коуч. Эксперт в области профориентации, диагностики способностей и потенциала личности. Автор и ведущая мастерских и тренингов по темам обнаружения природных склонностей и неосознаваемых талантов, раскрытия Предназначения и Призвания, развития навыков стрессоустойчивости, построения жизненной навигации и нахождения путей достойного заработка.

Отзывы о тренинге:

Смирнов Виктор, 17 лет

Тренинг мне понравился. Он дал мне много новой информации и «свежесть» в голове. Я приобрел несколько новых и интересных идей для своей профессии. Больше всего мне понравилось рассматривать плюсы и минусы разных профессий. Убедиться, что я выбрал то направление, которое мне интересно.

Старостин Григорий, 14 лет
Тренинг очень понравился, приятная обстановка, добрые люди, которые с любовью и качественно относятся к своему делу и реально помогают определиться. Я смог сузить свой круг интересов и более конкретно видеть себя в будущем, понял что мне действительно интересно. Сценка про любимую и нелюбимую работу, приятное не напряжное общение, 10 жизней. Осознать что я есть сейчас, кем хочу быть, что мне надо для этого и кем я буду.

Мария, 13 лет

Для меня тренинг был весьма результативным, т.к. мне нужно было найти стержень в профессиональном плане и я его нашла. Поскольку я уже достаточно много знаю насчет себя и насчет профориентации в целом, не получила особо новых знаний, но многое подтвердилось. Больше всего понравилось то, что можно рассмотреть проблему во всех ее аспектах. Легко сузить интересы. Время, проведенное с пользой, дающее результат.

Стоимость участия — 5 000 ₽

Место проедения — МГСУ, Центр довузовской подготовки абитуриентов, Ярославское шоссе, дом 26, первый холл учебного корпуса, 2-й этаж

Психологический тренинг «Я и моя профессия»

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздравсоцразвития, 16% молодых специалистов с высшим образованием являются безработными. Специалисты утверждают, что это результат неправильного профессионального выбора молодых людей. Наша задача — помочь Вам найти востребованную специальность.

Читать еще:  Психогимнастические упражнения и их роль в тренинге

1. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Психолог: Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль. )

Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация — это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Для этого разделимся на группы.

  • Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
  • Вторая группа — «Самые забытые профессии».
  • Третья группа — «Профессии, которые всегда нужны».
  • Четвертая группа — «Самые отважные профессии».

(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)

Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

  • Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
  • Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
  • Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
  • Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

Формула успешного выбора профессии

Выбор профессии «стоит на трех китах»: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».

  • «ХОЧУ» – личные цели, интересы, потребности.
  • «МОГУ» – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
  • «НАДО» – потребности рынка труда, востребованность профессии.

Человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу.

Попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте собственный подобный треугольник. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы диагностики, как различные тесты, анкеты, опросники. Они позволят определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности.

Существует идентичная формула выбора профессии, предложенная А. Грецовым: формула «три В» — Возможность, Влечение, Востребованность.

  • Возможность (могу)— наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней.
  • Влечение (хочу) — желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, увлеченность, направленность именно на эту деятельность.
  • Востребованность (надо) — потребность общества в работниках этого профиля. Определяется спросом на рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату.

Когда три В совпадают, человек доволен делом, которым занимается, своим местом работы, должностью, достижениями, видит перспективы для профессионального роста, зарабатывает на достойную жизнь. Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным и достигается высокий уровень профессионализма. Как следствие, окружающие тоже довольны таким человеком и его делами, он пользуется заслуженным уважением.

Получается заколдованный круг: если человек охотно выполняет востребованную в обществе работу, он достигает хороших результатов, обретает материальный достаток и признание окружающих, и, как следствие, его увлеченность трудом еще более возрастает.

Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен, и которая востребована в обществе.

Семь шагов выбора профессии

1. СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

2. СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние «горячие» проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ.

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ.

Итак, вы приняли решение, и теперь нужно определить: в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Мини-лекция «Формула профессии»

Психолог: Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Воспитатель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Психолог дописывает на доске после трех слов называние тренинга: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

  1. хочу — это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
  2. могу — это все, что мне по силам, по способностям;
  3. надо — это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор — это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Воспитатель: Как же работает формула осознанного выбора профессии?

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Участник 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи — стану швеей.

Участник 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец — водитель. Может быть, и я стану водителем.

Участник 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь — стану репортером.

Психолог: Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
Соотношение между «хочу» и «могу» — в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Тестирование

Психолог: Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы — их надо зачеркнуть, если их не хватает — дорисовать недостающие.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

  • Первый тип: 6-8 треугольников — тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
  • Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
  • Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
  • Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
  • Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
  • Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Заключительное слово

Психолог: Выбор профессии — это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Подведение итогов (рефлексия)

Психолог: Какие чувства остались после тренинга? Какие открытия вы для себя сделали?

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×