Тренинг на сплочение детей - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
98 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг на сплочение детей

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Время занятия: 1 час 30 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга (2 мин)
  2. Групповые нормы (7 мин)
  3. Упражнение “Возьми салфеток” (15 мин)
  4. Упражнение “Узел” (10 мин)
  5. Упражнение “Совместный счет” (10 мин)
  6. Упражнение “Квадрат” (10 мин)
  7. Упражнение “Интуиция” (20 мин)
  8. Упражнение “Путаница” (10 мин)
  9. Упражнение “Ливень” (10 мин)
  10. Рефлексия (5 мин)

Ход занятия

1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга

2. Принятие групповых норм

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа “здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним , называя по имени.

3. Упражнение “Возьми салфеток”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование : пачка салфеток.

Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: “На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение “Узел”

Оборудование : длинная веревка.

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

5. Упражнение “Совместный счет”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит “один”, кто-то другой — “два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном — с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

6. Упражнение “Квадрат”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

7. Упражнение “Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить “объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. “Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

8. Упражнение “Путаница”

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе “друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе “другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

9. Упражнение “Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке — дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Тренинг по сплочению детского коллектива

«Поводырь»
Педагог: Разбиваемся на пары и в каждой паре определяем, кто из участников получает первый, а кто — второй номер. Первый будет исполнять функции поводыря, ведущего. Второму поначалу предстоит быть ведомым: он будет выполнять упражнение с закрытыми (или завязанными) глазами. «Ведомому», придется освоиться с новой ролью, с потерей одного из органов чувств, и попытаться заменить временно утраченную способность видеть окружающий мир обостренным внимательным слушанием, мобилизацией интуиции. Понятно, что от ведомого потребуется также доверие к своему партнеру-поводырю, берущему на себя ответственность за благополучие и безопасность товарища.
Для выполнения упражнения нам потребуется все пространство комнаты. «Поводырь» проверяет готовность своего партнера к упражнению: если глаза ведомого завязаны, не давит ли ему повязка? Есть ли какие-то проблемы? Все готовы? Тогда я объявляю первый этап. Поводырь встает за спиной «ведомого» и кладет ему руку на плечо.
По ходу движения поводырь направляет своего товарища только с помощью руки, не давая никаких дополнительных команд.
Педагог — Закончился первый этап упражнения. Теперь я прошу ведущего стать лицом к «ведомому». Протяните друг другу руки так, чтобы ладонь ведущего была внизу, а ведомого — легла сверху на ладонь поводыря. На втором этапе вам предстоит пройти маршрут именно в такой «гибкой» связке. В то же время старайтесь не терять контакта между ладонями: рука ведомого не должна соскальзывать с руки ведущего!Мы продолжаем упражнение и вновь меняем стиль ходьбы. Поводырь встает сбоку или сзади ведомого без всякого физического контакта с ним. Теперь вам предстоит пройти совместный маршрут лишь с помощью словесных указаний.
Педагог — хочу поблагодарить всех поводырей за ответственное выполнение задания. Спасибо следует сказать и ведомым, которые с доверием отнеслись к своим товарищам. Поблагодарите друг друга. Сейчас по моей команде вы получите возможность испытать те же чувства, которые только что пережил ваш партнер: вам предстоит поменяться ролями.
Рефлексия.
После окончания упражнения усаживаемся в круг и рассказываем о своих впечатлениях в ходе игры.
Педагог — Что вы чувствовали, когда были ведомым? Легко ли доверить себя другому человеку? Чего вы боялись больше всего? Какое отношение вы испытывали к ведущему? Кто безоговорочно верил своему поводырю? Почему? Что заставляло вас с недоверием относиться к вашему партнеру? Какие чувства вы испытывали, будучи ведущим?
«Отвечай за себя!»
Педагог: Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними.
Внимание. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения, ничего! Работаем молча, максимум — взгляд в сторону партнеров.
Педагог — Прошу группу построиться в круг.
• выстройтесь в шеренгу по росту;
• образуйте два круга;
• выстройтесь в три шеренги с равным количеством участников;
• образуйте три квадрата;
• образуйте четыре треугольника;
• изобразите живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха».
«Не пустите Зою в круг»
Инвентарь — стулья по числу игроков.
Ход игры.
Стулья ставятся по кругу, спинками наружу. Все участники кроме педагога садятся, один стул остается пустым. Педагог находится в центре круга. Каждый раз, когда он старается занять свободный стул, игроки быстро пересаживаются влево и стул как бы убегает от него. Если педагогу все же удается сесть, его место занимает игрок, который не успел ему помешать.

Читать еще:  Интересные упражнения для тренинга с педагогами

«План-перехват»
Стулья ставятся по кругу, сиденьями внутрь, участники берутся правой рукой за спинку стула, немного наклоняя его на себя. Задача – отпустив свой стул (не ставя его, а просто выпуская из руки), передвигаться от стула к стулу, перехватывая их до того, как они упадут. Если упадёт хоть один стул, всё начинается сначала. Игра считается законченной, когда участники пройдут весь круг и вновь вернутся на свои изначальные места. А пройти эту игру успешно можно лишь тогда, когда участники сообразят, что двигаться нужно строго синхронно, т.е. на счет: «раз, два, три и т.д.».
«Счёт до десяти»
Это упражнение требует от участников координации действий, максимальной внимательности и немалого терпения.
Задание: Группа садится в круг, после чего участники должны сосчитать от одного до десяти, называя цифры по порядку. Произнести цифру может только один игрок и лишь один раз за игру. Сложность в том, что в этой «считалочке» нет никакой очередности, поэтому никто не знает, кто и когда вступит в игру. Любая попытка игроков словами или жестами договориться об очередности сразу пресекается. Поэтому зачастую сразу несколько игроков, не зная, о планах друг друга, называют следующую по порядку цифру. В этом случае игра начинается заново и так до тех пор, пока участники не проявят максимум собранности, чтобы предугадать действия других игроков и не назвать цифру одновременно с другими.
Педагог: Молодцы. А в завершении нашего занятия, я прошу Вас создать «Скульптуру чувств».
Группе дается задание: выбрать определенную эмоцию, которую они испытывают по завершению занятия и представить ее в виде многофигурной статической композиции.

Тренинг для сплочения детского коллектива (часть I)

ирина сонина
Тренинг для сплочения детского коллектива (часть I)

Тренинг на сплочение детского коллектива.

Цель: развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласовано.

— формировать знания о конфликте (ссоре, споре,причинах возникновения и способах его разрешения;

— формировать умение видеть, различать, понимать и разделять эмоциональное состояние сверстника в различных ситуациях;

— обучать приёмам саморегуляции эмоциональных состояний;

— выработать и помочь усвоить конструктивные формы поведения, способы реагирования в конфликте.

Ход тренинга.

Занятие № 1.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую!

1. Упражнение «Эхо»

Цель: настроить детей друг на друга, дать возможность каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания.

Ребёнок говорит и прохлопывает своё имя (например, Ва-ся, Ва-ся). Все остальные дети дружно, как эхо, повторяют за ним. Таким образом, каждый ребёнок проговорит и прохлопает своё имя.

2. Игра «На что похоже настроение?»

Цель: расширять представление о себе.

Ведущий предлагает детям рассказать о своём настроении. На какое время года, природное явление, погоду похоже ваше сегодняшнее настроение? Начать лучше взрослому, например: «Моё настроение похоже на пушистое облачко». Если ребёнок испытывает трудности, можно ему предложить рассказать о том, какое у него сегодня настроение (радостное, грустное, весёлое и т. д.)

3. Беседа «Что такое ссора?»

Цель: дать общее представление о конфликтах.

Взрослый читает стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились»:

Мы поссорились с подругой

и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться Нужно нам.

Я её не обижала,

только мишку подержала,

только с мишкой убежала

и сказала: «Не отдам».

• Как вы думаете, из-за чего поссорились девочки? (не поделили игрушку)

• Как можно назвать эту ситуацию? (ссора)

• Давайте изобразим подружек, которые поссорились.

• Вам нравятся лица поссорившихся девочек? Почему?

• А вы ссорились когда-нибудь? Почему ссорились?

• А можно ли обойтись без ссор?

После небольшой беседы детям предлагается подумать, и высказать свои предположения о том, как девочки могут помириться. После ответов детей зачитывается конец стихотворения:

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь,

дам ей мячик, дам трамвай

и скажу: «Играть давай!»

4. Игра «Микрофон».

Цель: стимулировать интерес детей друг к другу.

Ведущий предлагает всем детям по очереди рассказать в «микрофон» про сегодняшний день – какое у них настроение, чему научились, что понравилось, что порадовало.

5. Упражнение «Солнечный зайчик»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги. Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

6. Упражнение «Доброе животное»

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.

Занятие № 2.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую!

1. Игра «Паровозик».

Один ребёнок становится паровозиком, остальные дети – вагончики. «Паровозик» по очереди подходит к «вагончику» и произносит: «Вагончик Петя! Помоги пожалуйста отвезти продукты в детский сад, чтобы повора приготовили для детей вкусный обед.» «Вагончик» отвечает: «С удовольствием!» и встаёт за «паровозиком», положив руки на плечи. Таким образом «паровозик» подходит к каждому ребёнку и образуется целый состав. В конце «паровозик» отвозит каждого ребёнка на место, говоря ему «спасибо».

2. Игра «Встаньте те, кто…»

Цель: развивать внимание, снять напряжение.

Встаньте те, кто:

• умеет кататься на коньках

• кто помогает маме

• у кого есть брат

3. Беседа «Почему бывают ссоры?»

Цель: дать знания о причинах конфликта.

Все люди разные, они отличаются друг от друга. У каждого свои интересы, ценности и желания. Характер у всех разный. Думают по-разному и ведут себя по-разному. Поэтому и в отношениях между людьми возникает множество ситуаций, в том числе и таких, когда люди спорят, ссорятся и т. д.

В такой ситуации трудно прийти к общему мнению, услышать и понять друг друга.

• Как вы думаете, почему мы ссоримся? (Один хочет одного, другой – другого, в чём-то не поладили, что-то не поделили, не могут быть вежливыми, не умеют договориться, не слушают то, что говорят другие).

• Из-за чего ссорятся дети? (Когда кто-то не даёт поиграть другому, не уступают игрушку, обзываются, жадничают).

После беседы разобрать с детьми несколько конфликтных ситуаций, типичных для дошкольников, проанализировать их причины.

• Вера и Надя решили поиграть в «Дочки – матери». Но обеим нравится одна и та же кукла Наташа. Они обе хотят быть её мамой и никак не могут договориться между собой.

Читать еще:  Всетренинги ру москва

— И я хочу! – спорят они.

Из – за чего поссорились девочки? (Не могли поделить куклу).

4. Упражнение «Рукавички».

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество их пар должно соответствовать количеству пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка, и детям предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.

5. Упражнение «Цветок растёт».

Цель: учить расслабляться, осознавать язык собственного тела.

Исходное положение – сидя на корточках, голову нагнуть к коленям и обхватить её руками.

Детям предлагается вспомнить и изобразить, как из семени появляется росток, тянется к солнцу, как вырастают листочки, появляется бутон, цветок распускается. Цветок забыли полить – он опускает головку, листья вянут, он сгибается и падает. Полили – вновь расцветает.

Занятие № 3.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую!

1. Упражнение «Ласковое имя».

Цель: установление положительного контакта между детьми.

Взрослый предлагает детям «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно.

В игре можно использовать какой-нибудь предмет (игрушку, цветок, передавая его соседу, ребёнок называет его ласковым именем.

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

Дети встают в шеренгу, держась за руки.

Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».

3. Игра – беседа «Закончи предложение».

Цель: развивать умение анализировать конфликтные ситуации.

Детям предлагается закончить предложение.

• ссориться – значит… (обижать друг друга, драться, спорить, не дружить, отбирать друг у друга игрушки и т. д.)

• люди ссорятся, потому что (не слушаются, плохо себя ведут, не умеют договариваться, не уступают, что- нибудь не нравится и т. д.)

• если ссора произошла, значит (кто-то виноват, мама накажет, надо подружиться, надо извиниться, можно потерять друзей и т. д.)

• после ссоры я чувствую (плохое настроение, мне грустно, себя виноватым, мне страшно, я сержусь и т. д.).

В конце необходимо подвести итог сказанному детьми, при этом акцентируя внимание на разнообразном характере их высказываний.

4. Игра — беседа «Какая бывает радость?»

Цель: познакомить с эмоцией радости.

• Что такое радость?

• Чему человек радуется?

• Как человек выражает радость?

Затем предлагается детям продолжить предложения:

• Когда радуюсь, я …

• Я радуюсь, когда вижу…

• Как выглядит радость? Как она звучит?

• Какая радость на вкус? Какая радость на ощупь? Чем пахнет?

• Какое погодное природное явление напоминает радость?

5. Рисование радости.

Первый вариант: раздать детям листочки и попросит нарисовать радость.

Второй вариант: раздать заранее подготовленные кружочки и попросить нарисовать радостный смайлик.

Акция как форма работы с родителями и средство сплочения детского коллектива Мельникова Валентина Михайловна воспитатель, первая квалификационная категория Акция как форма работы с родителями Когда я взяла группу.

Игровой тренинг на сплочение детского коллектива в старшей группе детского сада Игровой тренинг «Ты мой друг и я твой друг» Цель: — развивать бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других; — сплочение.

Игры для сплочения детского коллектива Задачи: • Способствовать созданию спокойной, доверительной обстановки в группе. • Обеспечить развитие социальной уверенности у дошкольников.

Консультация для педагогов «Коллективное творчество как механизм сплочения детского коллектива» Консультация для педагогов «Коллективное творчество, как механизм сплочения детского коллектива» Задача каждого педагога создать единый,.

Организация подвижных игр с детьми 3–5 лет для сплочения детского коллектива и психоэмоционального развития детей Педагогическая разработка «Организация подвижных игр с детьми 3-5 лет, способствующие сплочению детского коллектива и психоэмоциональному.

Психологический тренинг на сплочение педагогического коллектива «Мы — одна команда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грабово Психологический тренинг на сплочение.

Тренинг для сплочения коллектива «Я — помощник!» ренинг на сплочение коллектива «Я – помощник!» для помощников воспитателя. Провела и подготовила: педагог-психолог Петренко И. А. Цель:.

Тренинг на сплочение педагогического коллектива ДОО Актуальность Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности.

Тренинг, направленный на сплочение педагогического коллектива Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности.

Тренинг «МЫ» на сплочение коллектива детей

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тренинг на сплочение коллектива

Цель: сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей

Оптимальное число участников: 9-12 чел

Оборудование : мел, смайлики грустные и веселые, картонная бумага форматом А3 ( штук 10 -15), скотч.

Время проведения : 1 час

необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей;

постоянная эмоциональная поддержка группы, создание доброжелательной атмосферы;

постоянно помнить основную задачу – делать все всем вместе и не обязательно быстро.

Ведущий приветствует детей, просит каждого коротко рассказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.

— поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.

— поднимите руку те, кто знает, что мы будем делать сегодня.

— поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.

После этого ведущий объясняет участникам, что будет происходить во время тренинга.

Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно некто лучше или быстрее сделает, а чтобы сделали все вместе.

Но вначале я хочу рассказать вам притчу.

В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники и его сыновья. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.

Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».

На сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.

1 Упражнение: «Строй»

Ведущий: Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по номерам, которые прикреплю у вас на спине. Сделать, это вы должны молча.

А теперь постройтесь по алфавиту. (После выполнения проводится краткое обсуждение.)

2 Упражнение: «Скала»

Все выстраиваются в одну линию, плотно приставляя ноги к стоящим соседям, справа и слева, ухватившись за локти соседей. При этом необходимо. Чтобы у каждого было расстояние между собственными ногами 10 – 15 см. Это и есть скала. Задача каждого – по очереди пройти по «скале» так, чтобы не сорваться. Для этого необходимо, обнимая каждого и ставя свои ноги в оставленные промежутки, медленно и осторожно пробраться к краю «скалы». Первый участник, прошедший «скалу», должен встать в конец и продолжить «скалу». (обсуждение)

3 Упражнение: «Фигура»

Все участники стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий называет любую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Задача участников – без слов сделать эту фигуру, не разрывая рук. (После выполнения упражнения обсуждение).

4 Упражнение: «Болото»

Нужен инвентарь: «кочки» — картонная бумага форматом А3 – несколько штук в зависимости от помещения. «Кочки» прикрепляются к полу скотчем на расстоянии среднего шага друг от друга.

Группа становится в ряд, берутся за руки. Получается цепочка. Необходимо перейти через «болото» по «кочкам», не разорвав цепочки. Если кто-то наступит на болото, упражнение начинается сначала.

(Обсуждение. Можно задать вопросы типа «Как было?», «Что понравилось?», «Что не понравилось?». Обратить внимание на то, что происходило с группой. Как договаривались, кто руководил, кто помогал и т.д.)

5 Упражнение: «Путаница»

Все становятся в круг и поднимают руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же с левой. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.

В заключение тренинга подводится итог:

Участники делятся впечатлениями, что, по их мнению, было удачно, что нет, какое они вынесли впечатление. Можно задать вопросы: Какое упражнение понравилось больше? Что получилось хорошо? Что бы надо было сделать по-другому?

Читать еще:  Тренинги для 10 класса по психологии интересные

— Давайте вспомним, с каким настроением вы пришли сегодня.

— А теперь выберите смайлик какое сейчас у вас стало настроение.

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинговое занятие

Сплочение коллектива.

Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.

Психологический тренинг – форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом, обеспечивающим эффективное обучение и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: общение, игра, обучение, труд.

Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с коллективом. Использование данной формы способствует повышению уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в организации.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинговое занятие «Мы вместе»

Цель: сплочение коллектива и построение командного взаимодействия.

Задачи:

  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива;
  • осознание каждым сотрудником своей роли в коллективе;
  • раскрепощение членов коллектива, установление контактов между ними;
  • развитие умения работать в команде;
  • развитие средств эффективного вербального и невербального взаимодействия в коллективе;
  • сплочение коллектива.

Участники: коллектив Центра.

Оборудование: стеклянный шар, шкатулка с зеркалом, тарелка с водой, релаксационная музыка, карточки с незаконченными предложениями, памятки с правилами работы в группе (по количеству участников).

Использованная литература:

  1. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  2. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Ход тренинга

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу. Звучит расслабляющая музыка.

Вводный этап

Психолог: Сегодня мы с вами примем участие в тренинге под названием «Мы вместе». В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы выработаем свои правила.

  1. Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
  2. Говорю только за себя. Все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю.
  3. Право говорить и обязанность слушать.
  4. Активность.
  5. Правило «стоп».
  6. Конфиденциальность. Всё, что говорится в группе относительно конкретных участников, остаётся внутри группы.

А теперь давайте выполним упражнение на знакомство.

Упражнение: 3 слова о себе.

Психолог достает стеклянный шар и предлагает с помощью него познакомиться поближе. Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается.

Основной этап

Психолог: Вот мы с вами и познакомились поближе. А сейчас, закройте пожалуйста глаза.

Цель упражнения: способствовать осознанию собственной ценности и индивидуальности каждого участника.

После того как все участники закрыли глаза, психолог передает по кругу шкатулку со словами: «В этой шкатулке находится нечто уникальное, чудесное, прекрасное, неповторимое…». Каждый член группы по очереди получает шкатулку и открывает глаза, заглядывает в нее. (Содержимое шкатулки — зеркало)

  1. Что вы ожидали увидеть в шкатулке?
  2. Какие чувства у вас вызвало содержимое шкатулки?

Психолог: Итак, каждый из вас является ценностью для коллектива, каждый уникален и неповторим.

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроения в группе, овладение техникой комплимента.

Психолог произносит слова из стихотворения:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сейчас, мы будем одаривать друг друга комплиментами. Работа будет проходить в парах (ведущий выбирает одного из участников в кругу и обозначает его пару – соседа по правую руку, следующие пары формируются по данному принципу).

Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент от собеседника, но и обязательно сделать ему комплимент в ответ (вернуть комплимент). Комплимент принимается в определенной форме: «Да, это так! А еще я. » (добавляется положительное качество), а затем говорит свой комплимент собеседнику в ответ.

— Галина, ты очень отзывчивый человек!

— Да, это так! А еще, я добрая!

— А у тебя Оля, такие красивые глаза!

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Были ли приятными моменты в упражнении, какие?

Психолог: Вы хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вам удастся выполнить новое.

Упражнение «Цепочки»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

  1. Чем вам понравилось данное упражнение?
  2. Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?
  3. Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Психолог: Итак, любой коллектив – это огромный механизм, работа которого зависит от работы каждого человека. С помощью ряда упражнений, мы попытаемся понять как же налажена совместная работа в нашем коллективе.

Упражнение «Давайте построим…»

Цель упражнения: сплочение коллектива, понимание и прочувствование каждого участника.

Ведущий выстраивает всех участников в круг, затем просит участников закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Психолог спрашивает участников, все ли уверены, что находятся в квадрате, открывать глаза можно только после того, как все участники будут уверены. Затем по аналогии можно построить и другие фигуры.

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?
  2. Что понравилось вам в упражнении?

Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развивать взаимопонимание и поддержку в коллективе.

Участники группы по команде психолога закрывают глаза и молча, по очереди (по кругу) передают тарелку с водой друг другу.

В результат, при передачи развиваются способы коммуникации, поиск рук партнеров до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

  1. Что, по вашему мнению, не удалось?
  2. Как можно это исправить, что необходимо для этого сделать?
  3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Завершающий этап (рефлексия)

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешную работу аплодисментами!» Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

В заключении, хотелось бы отметить, что проведение психологического тренинга является интересной и продуктивной формой работы с коллективом организации. Он позволяет раскрыть каждого сотрудника, повысить уровень сплоченности в коллективе, научить способам решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе производственного процесса, а также снять нервное напряжение путем вовлечения участников в игру. Тренинг – это возможность для сотрудников отвлечься от работы и расслабиться, пофантазировать, и открыто выразить свои эмоции.

Литература

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89, 2005. – 196 с.
  2. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия/ Под ред. Е.А. Левановой – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  3. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. Практическое пособие. – М., 2009. – 78 с.
  4. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Корвасарского – СПб.: Питер, 2010. – 584 с.
  5. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие. – М., 2005. – 256 с.

Приложение 1

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Допишите незаконченные предложения.

Сегодня я узнал(а)________________________________________________________

Я был(а) разочарован(а) тем, что____________________________________________

Сегодня я научился(ась)___________________________________________________

Правила работы в группе

  • Проявлять активность.
  • Слушать друг друга, не перебивать.
  • Быть искренним и открытым.
  • Обсуждать только те процессы, которые происходят в группе в данный момент (принцип «здесь и теперь»).
  • Говорить только от своего лица.
  • Избегать критики при выполнении упражнений.
  • Участник имеет право отказаться от выполнения упражнения, не объясняя причины.
  • Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы (конфиденциальность).
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector