Тренинг саморазвития упражнения - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
69 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг саморазвития упражнения

4 эффективных упражнения для саморазвития

Часто бывает так, что в повседневной суете мы забываем о важном. Рутинная работа, беспросветные домашние дела захватывают все наше время, в результате чего мы перестаем развиваться. Вместе с тем, известен факт, что тренировать умственную деятельность, воображение и память человеку жизненно необходимо. Развиваясь каждый день, мы продлеваем свою жизнь. Занимаясь творчеством и любимым делом, мы получаем ценные гормоны счастья. Но как же быть с нехваткой времени на тренировку и личностный рост? И здесь есть выход! Ниже представлены 4 лучших упражнения для развития себя, которые можно сделать всего за 3 минуты.

Сочините сказку

Отвлекитесь от суеты и потренируйте свое воображение. Представьте, что вы рассказываете сказку с захватывающим сюжетом любопытному ребенку. Придумайте героев и интересное происшествие, в которое они попали. Помните, что любая сказка должна иметь смысл – давать ценный совет и передавать жизненный опыт. Будет прекрасно, если в конце повествования все положительные персонажи останутся довольны и счастливы. Пусть эта сказка, сочиненная за 3 минуты, будет краткой, но содержательной.

Такие упражнения подходят для развития воображения и задействует все клетки мозга. Кстати, сочиняя собственное произведение, вы на несколько минут погружаетесь в волшебный мир неизведанного, чувствуя себя поистине творческой личностью.

Вспомните стихи, которые учили в детстве

Творчество какого поэта вы любили в школе? Наверняка, у многих из нас есть пара-тройка любимых стихотворений. Пребывая в полном спокойствии и свободе от отвлекающих факторов, прочтите несколько произведений тех авторов, которые вам запомнились в детстве. Освежите в памяти кадры из школьной жизни, когда вы бодро рассказывали выученное наизусть стихотворение перед всем классом.

Такой тренинг отлично развивает память и филологические способности, благотворно влияя на правое полушарие головного мозга, которое формирует творческую активность человека. В этом упражнении есть маленькая хитрость: если не можете вспомнить концовку строфы, придумайте рифму самостоятельно.

Освежите в памяти таблицу умножения

Математический тренинг и счет «в уме» — отличные упражнения для развития левого полушария мозга, которое отвечает за логическое мышление. В современном мире люди привыкли все расчеты делать с помощью калькулятора или специальных приложений на компьютере. В результате автоматизации этого процесса мы перестали развивать свои умственные способности. Многие будут удивлены тем, что не смогут совершить простейшие расчеты без использования калькулятора. А если попробовать вспомнить всю таблицу умножения, которую мы отлично знали в школе?

Упражнение эффективно развивает интеллектуальные способности, делая упор на четком логическом мышлении. В спокойной обстановке попытайтесь умножать и суммировать цифры самостоятельно, тратя на такую тренировку 3 минуты в день. Кстати, для памяти такой тренинг также будет полезен: в процессе упражнения задействуются клетки головного мозга, отвечающие за воспоминания.

Изучите 3 новых слова на иностранном языке

Все мы изучали иностранный язык в школе. Но с возрастом и при отсутствии ежедневного пользования языком мы теряем свои лингвистические способности. Итак, еще секрет одного простого упражнения для развития и совершенствования себя: при помощи словаря или мобильного приложения найдите перевод на интересующий вас язык трех новых слов. В течение 3 минут повторяйте эти слова. Научитесь правильно их произносить. Каждодневная практика принесет огромный результат.

Кстати, этот тренинг можно практиковать и другим способом: на протяжении нескольких минут поговорите с собеседником на иностранном языке. Расскажите о том, как провели день. Задайте самые разнообразные вопросы. Если вы находитесь в одиночестве, произносите свои мыли вслух исключительно на иностранном языке. Четко проговаривайте каждое слово, старайтесь соблюдать правила грамматики и построения предложений.

Упражнение направлено на развитие лингвистических способностей, а также действенно для тренировки памяти, воображения, способности к аналитическому мышлению.

Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

Упражнение для тренинга личностного роста «Я в будущем»

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста «Шприц»

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать «иммунитет» к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел «посвящение»: сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго — отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у «искусителя» сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста «Чемодан в дорогу»

Группа садится по кругу.

Читать еще:  Тренинги для психологов в москве

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста «Цвет эмоций»

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста «Табу»

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. «Там лежит то, что нельзя», — говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, — каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, — это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его «показать» свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста «Самопрезентация»

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление—интерес—радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста «Пессимист, Оптимист, Шут»

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, — только факты и действия.

2.Далее участникам предлагается сдать свои листки с написанными историями тренеру для последующей работы (возможна анонимность).

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием — пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

5.Далее от имени предложенных персонажей каждая группа зачитывает свою эмоциональную версию стрессовых событий.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста «На какой я ступеньке?»

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

— 1-4 ступенька — самооценка занижена

— 5-7 ступенька — самооценка адекватна

— 8-10 ступенька — самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста «Комиссионный магазин»

Цель упражнения: — формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; — выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; — углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Читать еще:  Структура коммуникативного тренинга

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец — это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста «Зато. «

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

— каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато. », «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что. » или «здорово, ведь теперь . »;

— после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста «В чем мне повезло в этой жизни»

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: «В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями». После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника «Воскресный вечер»

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы «издерганы» обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья — это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или — скажем — в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение — не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее — это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам. И вполне вероятно, что под этими «плитами» зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет. Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра «Соблазнение»

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной — уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают «обратную связь» той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

— Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Упражнения для саморазвития

С саморазвитием часто бывает так, что не знаешь, за что взяться. То ли курс пройти, то ли книгу прочитать. И многие из нас не хотят браться за нечто масштабное, когда в наличии всего 30 минут свободного времени в день, а потратить их хочется максимально полезно. Если это о вас, то вот список упражнений, выполнение которых не требует много времени, но будет полезным для любого человека, стремящегося к развитию.

Используйте технику ABC

Это методика, которую можно применить в том случае, когда вы потерпите неудачу или потеряете уверенность в себе. Нужно задать себе несколько определенных вопросов, задуматься и проанализировать негативный инцидент, после чего двигаться дальше.

Читать еще:  Тренинги для подростков 16 лет

А (Activating): выявить событие, которое запустило негативный внутренний диалог.

B (Belief): осознать, какие убеждения и вера сформировались после этого события.

C (Consequences): понять последствия или то, как они заставляют вас себя чувствовать.

Когда вы получите ответы, то сможете понять, почему так плохо себя чувствуете. Модель ABC позволяет выявить автоматические негативные мысли и дальше работать над их заменой на позитивные.

Выясните, какой тип личности у вас

Знание типа личности поможет понять, в чем вы похожи и отличаетесь от других людей, научит лучше управлять своим временем и энергией, а также распознавать свои эмоции.

Эта информация научит вас разбираться в собственной и чужой психологии, повысит эмоциональный интеллект. Она также приведет к внимательности относительно своей личности.

Для этого есть специальные тесты. Рекомендуем пройти такой в нашем курсе по самопознанию, где он – лишь один из комплекса всестороннего познания себя. Еще один вариант – сайт «16 Personalities» (на английском).

Задайте себе пару вопросов для саморефлексии

Взгляните на области своей жизни и ответьте на следующие вопросы:

  • Как на вас повлияло детство?
  • Что бы незнакомец сказал о вас?
  • Чего вы добились и что сделали за последние 10 лет?
  • Чем вы можете заниматься или о чем говорить часами безо всякой усталости?

Выделите время на то, чтобы записать все ответы. Найдите пересечения: возможно, они натолкнут вас на озарения. Это может занять некоторое время, но в итоге поможет найти главные цели в жизни.

Используйте диаграмму свободы

Диаграмма свободы – одна из самых забавных техник по саморазвитию и самопознанию. Это краткое и практическое руководство, помогающее выяснить, в каких областях вы должны использовать больше времени и усилий, чтобы быть счастливых и достичь своих целей.

Три компонента диаграммы:

Талант – это то, что вы делаете хорошо. Веселье – это то, чем вы бы хотели заниматься все время, даже если бы вам не платили за это. Спрос – это то, в чем остальные люди нуждаются и за что готовы платить. Вам нужно выяснить это, чтобы преуспеть в жизни, получив свободу, в том числе финансовую.

Выделите достаточно времени (рекомендуем около часа) на то, чтобы поразмыслить обо всем этом.

Используйте технику трех «Почему?»

Если вы хотите развиваться как личность, то должны быть максимально честны перед собой. И эта техника подойдет в этом случае идеально.

Прежде чем принять серьезное и не очень решение, выявить корень проблемы, спросите себя трижды «Почему?» или «Зачем?». Это поможет выявить глубокие и конкретные причины.

Например, если хотите пройти курс по быстрому чтению, задайте себе три вопроса:

  • Почему мне нужно научиться быстро читать? Пример ответа: Так я смогу быстрее получать нужную мне информацию.
  • Почему мне нужно получать быстро информацию? Потому что это позволит прочесть больше полезных книг.
  • Почему мне нужно прочесть больше полезных книг? Чтобы освоить несколько ключевых навыков, которые необходимы мне для того, чтобы достичь цели.

Присваивайте имя своим чувствам и эмоциям

Развитие своего эмоционального интеллекта и словаря позволит вам лучше понимать себя и осознавать, движетесь ли вы в правильном направлении. Бывает так, что при развитии нового навыка он как будто «не идет». Нужно выяснить, что это за чувство, чтобы понять, стоит ли упорствовать или лучше бросить затею и найти что-нибудь новое.

Найдите список эмоций, перепишите их в свой блокнот и постарайтесь каждые 10 минут до конца дня четко отвечать на вопрос: «Какую эмоцию я сейчас испытываю?».

Предпримите осознанное действие

Прямо сейчас. Это займет всего лишь несколько секунд, от силы минуту, однако позволит если и не войти в осознанное состояние, то хотя бы погрузиться в него и ощутить все преимущества.

Вместо того чтобы смотреть сериал, попробуйте что-нибудь вроде этого:

  • Подойдите к своему рабочему столу и внимательно посмотрите на него. Какие предметы на нем находятся? Почему они именно там? Из чего состоит стол? Как он смотрится в этой комнате?
  • Выгляньте из окна. Наблюдайте за всем, что происходит и не пытайтесь ничего анализировать. Отодвиньте мысли в сторону, просто будьте физически и морально в том месте, где и находитесь.
  • Наберите воды чайник. Возьмите спички в руку, ощутите их тяжесть. Зажгите спичку. Осознайте, что только что сделали. Зажгите газ, поднесите к нему спичку. Не думайте о своих проблемах, просто наблюдайте за тем, как закипает чайник.

Помните, что прошлое и будущее не должны оказывать никакого влияния на настоящее, когда вы развиваете свою осознанность.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
Telegram Вконтакте Facebook

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector