Вычислительная техника и программирование
Вычислительная техника и программирование
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
“Нижегородский государственный лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова”
Дисциплина: ОПД.Ф.07 – Вычислительная техника и программирование
Специальность: 032001.65 – Документоведение и документационное обеспечение управления
Факультет международных отношений, экономики и управления
Кафедра математики и информатики
по дисциплине “Вычислительная техника и программирование”
Кол-во часов по учебному плану — 432
Из них аудиторных часов –144
практических занятий – 72 (час.)
самостоятельная работа – 288 (час.)
экзамен — 3 семестр.
зачет – 4 семестр.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью преподавания дисциплины является изучение основ построения и применения ЭВМ; наиболее общих принципов структурирования данных и преобразования информации; знакомство с языками, системами и современными технологиями программирования, а также с машинными методами оптимизации.
Обучение по данной программе организуется в форме лекционных и практических занятий.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМА 1. Состояние и тенденции развития ЭВМ.
1.1. Вычислительная техника и вычислительные средства. Начальные понятия.
1.2. Классификация ЭВМ: по принципу действия, этапам создания, по назначению, размерам и функциональным возможностям.
1.3. Большие и малые ЭВМ, суперЭВМ, переносные компьютеры, персональные компьютеры, серверы.
1.4. Тенденции развития вычислительных систем.
ТЕМА 2. Единицы измерения и представление информации в ЭВМ.
2.1. Меры информации: синтаксическая, семантическая, прагматическая.
2.2. Классификация информации. Иерархическая, фасетная, дискрипторная системы. Классификация по различным признакам.
2.3. Кодирование информации.
2.4. Представление информации в ЭВМ.
ТЕМА 3. Архитектура персонального компьютера (ПК).
3.1. Информационно-логические основы построения.
3.2. Функционально-структурная организация.
3.3. Микропроцессоры: типы и структура. Последовательность работы блоков ПК.
3.4. Запоминающие устройства ПК.
3.5. Периферийные устройства: клавиатура, манипуляторы, видеотерминальные устройства и т.д.
3.6. Рекомендации по выбору ПК.
ТЕМА 4. Системное программное обеспечение.
4.1. Программное обеспечение (ПО), характеристика программного продукта, жизненный цикл, защита.
4.2. Структура системного ПО.
4.3. Операционные системы: установка и конфигурация.
4.4. Программы системного обслуживания ПК.
ТЕМА 5. Введение в программирование.
5.1. Офисное программирование: особенности и задачи. Расширение существующих возможностей электронного офиса на примере пакета MS-Office.
5.2. Понятие программы. Программирование как инструмент человеческой деятельности.
5.3. Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритма. Основные алгоритмические конструкции: присваивание, условные и циклические выражения.
ТЕМА 6. Основы программирования в MS-Excel.
6.1. Объектная модель MS-Excel. Коллекции и основные объекты. Свойства и методы.
6.2. Доступ к данным, расположенных на рабочих листах. Форматирование ячеек с данными.
6.3. Использование макрорекодера для создания макросов форматирования данных.
ТЕМА 7. Построение программ на VBA.
7.1. Общая организация программы на VBA. Процедуры и функции.
7.3. Объявление переменных, констант, массивов.
7.4. Операторы, реализующие основные алгоритмические конструкции.
ТЕМА 8. Работа с диапазонами числовых данных
8.1. Циклические процедуры обращения к данным в одномерных и двумерным массивам на рабочих листах.
8.2. Поиск максимального, минимального и среднего значений в диапазонах.
8.4. Решение задачи о выборе пути с наименьшей стоимостью (задача комивояжера).
ТЕМА 9. Работа с текстовой информацией
9.1. Строковый тип в VBA и его особенности.
9.2. Операции над строками: вычисление длины, инвертирование, поиск подстрок, конкатенация.
ТЕМА 10. Основы визуального программирования
10.1. Введение в технологию офисного визуального программирования
10.2. Понятие формы.
10.3. Событийное управление.
10.4. Разработка пользовательского интерфейса.
10.5. Основные элементы управления: надписи, строки редактирования, списки.
ТЕМА 11. Создание баз данных в MS-Excel.
11.1. Основные понятия баз данных: строки, поля, записи, таблицы.
11.2. Возможности Excel при разработке простейших баз данных.
11.3. Создание базы данных с использованием визуальных средств разработки интерфейса.
3. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Состояние и тенденции развития ЭВМ.
Единицы измерения и представление информации в ПК.
Системное программное обеспечение.
Введение в программирование
Основы программирования в MS-Excel
Построение программы на VBA
Работа с диапазонами числовых данных
Работа с текстовой информацией
Основы визуального программирования
Создание Баз Данных в Ms-Excel
Макарова Н.В. Информатика. Учебник для ВУЗов.
М.: Финансы и статистика.
Макарова Н.В. Информатика. Практикум
М.: Финансы и статистика.
Путилин А.Б. Вычислительная техника и программирование в информационных системах. Учебное пособие для ВУЗов
Туркин Д.Г Вычислительная техника и программирование
Владивосток: Изд-во ДВГТУ
Гарнаев А.Ю. Самоучитель VBA.
Дж. Брукшир Информатика и вычислительная техника
Дональд Э. Кнут. Искусство программирования. Том 1. алгоритмы.
5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ
“Вычислительная техника и программирование”
Кол-во часов по учебному плану – 432 час.
Из них аудиторных – 144 час.
В том числе практических занятий – 72 час.
Состояние и тенденции развития ЭВМ
Технические средства: краткий обзор и назначение; ограничение области применения. Появление ЭВМ, этапы создания, причины успеха. Основные сведения об устройстве ЭВМ. Классификация ЭВМ по принципам действия, назначению, размерам и функциональным возможностям. Типы ЭВМ. Тенденции развития.
Единицы измерения и представление информации в ЭВМ
Меры информации, классификация мер. Классификация информации. Системы классификации и кодирования.
Представление информации в ЭВМ: системы счисления и формы представления чисел. Варианты представления информации в ПК, поля постоянной и переменной длины, упакованный и распакованный формат. Коды ASCII.
Основы алгебры логики. Логический синтез вычислительных систем. Программное управление ЭВМ: структура и виды команд, состав машинных команд.
Основные блоки ПК и их назначение, структура ПК: микропроцессор и его состав, генератор тактовых импульсов, системная шина, основная память, внешняя память, источник питания, таймер, внешние устройства.
Внутримашинный системный интерфейс, шины расширений, локальные шины. Функциональные характеристики ПК.
Микропроцессоры: общая характеристика, типы, структура. Последовательность работы блоков ПК.
Запоминающие устройства: КЕШ-память, основная память: физическая и логическая структура; внешняя память: логическая структура диска, жесткие и гибкие магнитные диски, дисковые массивы, оптические диски. Сравнительные характеристики запоминающих устройств.
Периферия: клавиатура, манипуляторы, видеотерминальные устройства (видеомониторы, видеоконтроллеры), принтеры (матричные, лазерные, струйные), сканеры.
Выбор ПК: блоки и устройства, принятые в рекламе обозначения.
Вычислительная техника и программирование
Да, действительно схожие специальности, но есть принципиальное различие. Не знаю, если ли оно в программах обучения, но оно есть в терминологии.
«Информатика и вычислительная техника»
Информатика — Наука, изучающая структуру, общие свойства и методы передачи информации, в том числе связанной с применением ЭВМ. Вычислительная техника — соответсвенно, сами ЭВМ
«Информационные системы и технологии»
Информационная система — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию. Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Из этих определений следует, что первая специальность более ориентирована на аппаратную часть вычислительной техники и её низкоуровневое программное обеспечение(железо, операционная система), а вторая — на программную, скорее прикладную(программы общего пользования)
я учусь на факультете Информатики и вычислительной техники на кафедре Автоматизированных Систем Обработки Инфомации и Управления в КПИ, Киевском Политехническом Институте, и Информационные системы и технологии — — моя стезя.
Собственно, выдержка из описания на сайте, дабы не тянуть кота за хвост:
Учебная программа бакалавриата
1. Цикл программирования
Алгоритмизация и программирование. Алгоритмы и структуры данных. Объектно — ориентированное программирование. Объектно — ориентированное моделирование. WEB — технологии и WEB-дизайн. Организация баз данных и знаний. Компьютерная графика. Компьютерные технологии статистической обработки информации. Кросс — платформенное программирование. Технология создания программных продуктов. Операционные системы. Основы WEB-дизайна.
2. Математический цикл
Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Высшая математика. Элементы теории функций комплексного переменного и операционное исчисление. Дискретная математика. Теория вероятностей, вероятностные процессы и математическая статистика. Математические методы исследования операций. Теория алгоритмов. Численные методы. Теория принятия решений. Статистические методы, теория потоков событий.
3. Системно-технический цикл
Системный анализ. Моделирование систем. Технологии распределенных систем и параллельных вычислений. Технологии защиты информации. Проектирование информационных систем. Технологии компьютерного проектирования. Интеллектуальный анализ данных. Методы и системы искусственного интеллекта. Управление IT — проектами. Физика. Электроника и электротехника. Компьютерная схемотехника и архитектура компьютера. Компьютерные сети. Микропроцессорные системы.
Наши выпускники — это специалисты широкого профиля. Объекты их специализации находятся в различных областях деятельности человека — в сферах
бизнеса
Наши выпускники способны решать разнообразные проблемы: от автоматизации бухгалтерского учета к разработке компьютерных сетей и интеллектуальных систем принятия решений. Как системные аналитики, они глубоко понимают сущность сложных процессов взаимодействия различных сфер производственной, гуманитарной и бизнес-деятельности, что дает им преимущества для успешного конкурирования на рынке труда.
Выпускники работают везде, где разрабатывается, внедряется, адаптируется или эксплуатируется программное обеспечение и различные информационные (системные) технологии, в частности, как:
Вычислительная техника и программирование
по теме: «Вычислительная техника и программирование»
Если задана функция y(x), то это означает, что любому допустимому значению х сопоставлено значение у. Но нередко оказывается, что нахождение этого значения очень трудоёмко. Например, у(х) может быть определено как решение сложной задачи, в которой х играет роль параметра или у(х) измеряется в дорогостоящем эксперименте. При этом можно вычислить небольшую таблицу значений функции, но прямое нахождение функции при большом числе значений аргумента будет практически невозможно. Функция у(х) может участвовать в каких-либо физико-технических или чисто математических расчётах, где её приходится многократно вычислять. В этом случае выгодно заменить функцию у(х) приближённой формулой, то есть подобрать некоторую функцию j(х), которая близка в некотором смысле к у(х) и просто вычисляется. Затем при всех значениях аргумента полагают у(х)»j(х).
Что касается критерия согласия, то классическим критерием согласия является «точное совпадение в узловых точках». Этот критерий имеет преимущество простоты теории и выполнения вычислений, но также неудобство из-за игнорирования шума (погрешности, возникающей при измерении или вычислении значений в узловых точках). Другой относительно хороший критерий — это «наименьшие квадраты». Он означает, что сумма квадратов отклонений в узловых точках должна быть наименьшей возможной или, другими словами, минимизирована. Этот критерий использует ошибочную информацию, чтобы получить некоторое сглаживание шума. Третий критерий связывается с именем Чебышева. Основная идея его состоит в том, чтобы уменьшить максимальное отклонение до минимума. Очевидно, возможны и другие критерии.
Цель задачи о приближении (интерполяции): данную функцию у(х) требуется приблизительно заменить некоторой функцией j(х), свойства которой нам известны так, чтобы отклонение в заданной области было наименьшим. интерполяционные формулы применяются, прежде всего, при замене графически заданной функции аналитической, а также для интерполяции в таблицах.
Один из подходов к задаче интерполяции — метод Лагранжа. Основная идея этого метода состоит в том, чтобы прежде всего найти многочлен, который принимает значение 1 в одной узловой точке и 0 во всех других. Легко видеть, что функция (1) является требуемым многочленом степени n; он равен 1, если X=Xj и 0, когда X=Xi, i¹j.
Многочлен Lj(x)×Yj принимает значения Yi в i-й узловой точке и равен 0 во всех других узлах. Из этого следует, что (2) есть многочлен степени n, проходящий через n+1 точку (Xi, Yi).
Другой подход — метод Ньютона (метод разделённых разностей). Этот метод позволяет получить аппроксимирующие значения функции без построения в явном виде аппроксимирующего полинома. В результате получаем формулу для полинома Pn, аппроксимирующую функцию f(x):
Техник-программист: плюсы и минусы профессии
Информационные технологии не стоят на месте и беспрерывно усовершенствуются, что ведет к изменениям в технологиях производственных процессов, бизнесе и других сферах деятельности. Становление информационного общества послужило толчком к необходимости наличия специалистов, обладающих соответствующими знаниями. В связи с этим, профессии, связанные с программированием, являются востребованными на современном рынке и абитуриентам, которые еще не определились с выбором будущей профессиональной деятельности, следует присмотреться к данной сфере. В IT-сфере можно выделить достаточное количество специализаций; сегодня предлагаем ознакомиться с профессией «техник-программист».
Общие сведения
Возникновение профессии берет свое начало в середине ХХ века, когда появились первые компьютеры. Раньше большое внимание отводилось обслуживанию оборудования, то с течением времени техник-программист все чаще стал отвечать именно за обслуживание и ввод в эксплуатацию программных скриптов.
Техник-программист – это специалист, в обязанности которого входит выполнение технической работы и участие в разработке исходного программного кода на определенном языке программирования, проведение тестирования ПО и его технического обслуживания.
Технические программисты делятся на три категории:
1 категория – прикладные программисты. Отвечают за разработку программного обеспечения, которое необходимо для работы организации. Например, программист 1С.
2 категория – системный программист. В обязанности такого работника входит разработка операционных систем, интерфейсов для баз данных и работа с сетями. Следует отметить тот факт, что данная категория является достаточно редкой и высокооплачиваемой.
3 категория – Web-программист. Деятельность такого сотрудника состоит в работе с сетевыми ресурсами, а именно глобальными сетями. Он занимается созданием динамических страниц, разработкой web-интерфейсов к базам данных.
Профессиональные навыки:
Технический программист должен обладать такими профессиональными навыками и умениями, как:
- Уверенное владение языками программирования;
- Знание различных операционных систем;
- Наличие навыков работы с программными продуктами и инструментарием программирования;
- Наличие знаний в области обслуживания баз данных, а также их основных технологий (SQL, DB2, PL/SQL и т.д.);
- Умение правильно выбрать конфигурацию оборудования или программного обеспечения;
- Знание технического английского языка для работы с документацией.
Личностные качества:
Человек, который хочет связать свою жизнь с профессией «техник-программист», должен обладать определенными качествами. В таких специалистах особенно ценится:
- Аналитический склад ума;
- Умение принимать решения;
- Склонность к интеллектуальным видам деятельности;
- Целеустремленность;
- Умение работать в команде;
- Внимательность;
- Аккуратность;
- Усидчивость;
- Ответственность;
- Инициативность.
Достоинства профессии:
- Высокий спрос на рынке труда.
- Достойная заработная плата.
- Наличие карьерного роста.
- Творческая профессия.
- Возможность постоянно развиваться.
- Необязательное наличие высшего образования.
- Низкий барьер для входа начинающих специалистов.
- Возможность работы удаленно.
Недостатки профессии:
- Необходимость следить за тенденциями в IT-сфере и постоянно стремится отвечать выдвигаемым требованиям.
- Большие объемы работы.
- Сидячая специфика работы.
- Ненормированный рабочий день.
Обязанности
В перечень должностных обязанностей техника-программиста входит следующее:
- Оказывать содействие в проектировании систем обработки данных, а также математического обеспечения производственных процессов;
- Принимать участие в подготовительных работах и наблюдать за функционированием вычислительных комплексов;
- Составление схем технологического процесса обработки информации и коммуникации, описание алгоритмов решения задач, написание инструкций и пояснительных записок;
- Создание программных продуктов, проведение тестирования и устранение недочетов;
- Осуществление подготовки технических носителей информации, которые предназначены для автоматической загрузки данных в электронно-вычислительную машину, накопления и систематизации полученных показателей, внесения изменений в процесс работы программ;
- Документирование выполненные работы, а также ведение учета эксплуатации машинного оборудования.
Место работы
При поиске работы техник-программист может обращать внимание на следующие вакансии:
- Наладчик технологического оборудования;
- Системный администратор;
- Администратор баз данных;
- Техник по обслуживанию вычислительной техники;
- Программист;
- Вэб-программист;
- Консультант по продаже и ремонту компьютерной техники.
Что касается непосредственно мест для трудоустройства, то специалист, получивший квалификацию техника-программиста, может найти работу:
- В компаниях разработки и внедрения программного обеспечения.
- В вычислительных центрах.
- В магазинах компьютерной техники.
- В сервисных центрах.
Следует отметить, что в первом случае трудоустройства, от специалиста требуют выполнения следующих требований: заниматься разработкой ПО, осуществлять изменения в исходном коде, устранять программные ошибки кода.
Также следует отметить, что приведенный перечень – это лишь начало большого списка мест для трудоустройства программиста. Сейчас на любом предприятии возникает потребность в таких кадрах, поэтому молодой специалист может пробовать предоставлять свои услуги на основе фриланса.
Обучение
Образование техника-программиста подразумевает как среднее специальное образование, так и получение высшего образования соответствующего направления. Подготовка кадров осуществляется по направлению «Программирование в компьютерных системах» (Код специальности: 09.02.03), квалификация – техник-программист.
Либо для поступления в среднее специальное учебное заведение необходимо сдать ГИА по:
Для поступления в высшие учебные заведения необходимо сдать следующее ЕГЭ:
- Русский язык;
- Математика;
- Информатика (физика).
В соответствии с государственными стандартами, подготовка специалиста данного профиля осуществляется с изучением следующих дисциплин:
- Основы программирования.
- Операционные системы.
- Архитектура компьютерных систем.
- Теория алгоритмов.
- Технические средства информатизации.
- Информационные технологии.
- Математическое моделирование.
- Прикладное программирование.
- Внедрение и поддержка программного обеспечения компьютерных систем.
- Технология разработки и защиты баз данных.
- Инженерная графика.
- Моделирование и анализ программного обеспечения.
- Правовое обеспечение профессиональной деятельности.
- Безопасность жизнедеятельности и др.
Изучить данные дисциплины и получить диплом о среднем специальном (техник-программист) или высшем образовании (инженер-программист) можно в следующих учебных заведениях:
ВУЗы и академии:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (стоимость обучения 246 тыс. руб. в год);
- Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова (стоимость обучения 61 тыс. руб. в год);
- Курганский государственный университет (стоимость обучения 28,1 тыс. руб. в год);
- Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (стоимость обучения 36 тыс. руб. в год);
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (стоимость обучения 70 тыс. руб. в год).
Колледжи и техникумы:
- Колледж управления и производства (г. Москва, стоимость обучения – 84 тыс. руб. в год);
- Московский колледж бизнес-технологий (г. Москва, стоимость обучения – 70 тыс. руб. в год);
- Радиотехнический колледж (г. Санкт-Петербург, стоимость обучения – 50 тыс. руб. в год);
- Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций (г. Екатеринбург, стоимость обучения – 31 тыс. руб. в год);
- Политехнический техникум Саровского физико-технического института – филиала НИЯУ МИФИ (г. Нижний Новгород, стоимость обучения – 45,6 тыс. руб. в год).
Курсы и тренинги:
- Учебный центр «Код-класс» (г. Москва, стоимость обучения – 25 тыс. руб., срок обучения – 40 часов);
- Школа программистов «ITMonopoly» (г. Москва, стоимость обучения – 32 тыс. руб., срок обучения – 1 месяц);
- НОЧУ ДПО «Академия современного программирования» (г. Санкт-Петербург, стоимость обучения – 22 тыс. руб., срок обучения – 2 недели);
- Образовательный центр «Алеф» (г. Санкт-Петербург, стоимость обучения – 18 тыс. руб., срок обучения – 20 дней).
Заработная плата
Профессия «Техник-программист» на рынке труда пользуется популярность. На многих популярных сайтах для поиска работы имеется большое количество открытых вакансий именно для таких специалистов. Помимо востребованности кадров, положительным фактором является и уровень зарплаты. Так по статистическим данным, показатели оклада для данной профессии составляет:
- Минимальная – 75,6 тыс. руб.
- Средняя – 109 тыс. руб.
- Максимальная – 413,4 тыс. руб.
Если рассматривать заработок специалиста в зависимости от региона ведения профессиональной деятельности, то средние показатели будут немного отличатся и составлять:
- Москва – 130 тыс. руб.
- Санкт-Петербург – 109 тыс. руб.
- Самара – 78 тыс. руб.
- Екатеринбург – 77 тыс. руб.
- Новосибирск – 77 тыс. руб.
- Воронеж – 69 тыс. руб.
- Ростов-на-Дону – 67 тыс. руб.
- Казань – 64 тыс. руб.
- Уфа – 53 тыс. руб.