Тренинг для учителей русского языка - IT Новости
Microclimate.su

IT Новости
489 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг для учителей русского языка

Психологический тренинг «Успешный учитель»

Цель: Раскрытие внутреннего творческого потенциала учителя.

2. Упражнение “Подарок”

Участники тренинга рассаживаются в круг, и психолог предлагает каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику.

3. Упражнение “Мой стиль в профессии”

Группа учителей садится в круг и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ними не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, ребята!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.

В данном упражнение группа работает на каждого участника, реализуя для него обратную связь в процессе поиска собственного индивидуального стиля деятельности.

Необходимо отметить, что проблема эффективного стиля педагогической деятельности является актуальной не только для молодых учителей, начинающих свою работу в школе. Учителя, имеющие солидный стаж трудовой деятельности и оперирующие сформированными навыками и автоматизмами в работе, нуждаются в обновлении и расширении своего арсенала профессиональных средств. Здесь необходимо идти не по пути подавления собственной индивидуальности, а искать возможность наиболее полного и гармоничного раскрытия в профессии своих возможностей и своего “Я”.

4. Упражнение “Встреча”

Цель упражнения: активизация у учителей детских воспоминаний, развитие эмоционального восприятия, формирование “комплекса детскости”.

Организация группового занятия осуществляется по типу медитативного сеанса. Учителя удобно рассаживаются на своих местах. Они садятся полукругом, а психолог встает перед ними.

После успокаивающих слов: “Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут”, психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

Далее он говорит: “Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

После этого повернитесь и медленно, не спеша возвращайтесь в свою квартиру”.

Общее обсуждение проводится на основе следующих опорных вопросов: “Опишите образ себя, какой вы были в детстве и который возник сейчас в вашем внутреннем воображении”; “Какой вопрос вы задали и какой ответ получили?”; “Опишите ваши переживания и впечатления”.

5. Упражнение “Крокодил”.

Цель: формирование групп.

Посчитайте, сколько в группе людей, назовите это число группе и объясните задание:

Сейчас вы будете свободно ходить, просто ходить под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако в любой момент могу свистнуть и сказать: “В группы по пять!” – или по три, или по семь. Так вот – вам надо оказаться именно в такой группе. Пожалуйста, постарайтесь не остаться вне заданной группы. И если в группе должно быть шесть человек, а у вас пять или семь – вы с заданием не справились. Внимание, ходим!

Все ходят, затем ведущий дает свисток, мгновенные перемещения, народ так или иначе формирует группы, и так несколько раз. Заканчивается все тем, что ведущий называет цифру, равную численности группы, поделенной на три, и пару мгновений спустя, то есть исключительно бодро, группа делится ровно на три части.

6. Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”.

Каждой группе предлагается конфликтная ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся конфликтной ситуации.

  1. На заседание кафедры некоторые преподаватели пришли неподготовленными. Как вести себя руководителю кафедры? Почему сложилась такая ситуация?
  2. В классе – ЧП: у девочки украли кошелек. Все подозревают одного и того же ученика. Девочка плачет, а одноклассники – одни сочувствуют, другие считают, что она растяпа и сама виновата, третьи предлагают обыскать подозреваемого ученика. Как вести себя учителю?
  3. В классе – ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает. Решается вопрос о том, чтобы оставить его на повторный год обучения. Родители просят не делать этого – мальчик не виноват в своей болезненности. Роль учителя, классного руководителя, завуча, директора в этой ситуации?
  4. У учеников и родителей претензии к охранникам: не разрешают детям выходить во двор, не пускают в школу родителей, а родители еще и оплачивают это “удовольствие”. Ребята и родители заявляют, что нарушаются их права. Как должен повести себя в этой ситуации директор, завуч, учитель, классный руководитель?
  5. Родители первоклассницы обратились к директору с просьбой перевести ребенка в другой класс: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу – она ей не нравится. Почему родители обратились именно к директору, а не попытались решить проблему с учителем?
  6. В школе в начале учебного года были введены платные услуги. Оформлены соответствующие документы, но случилось так, что учитель по определенным причинам не провел несколько уроков. Он пришел в класс и сказал детям: “Ребята, т.к. уроки не были проведены, то за них вы можете не платить”. Правомерны ли действия учителя?

7. Упражнение “Хочу – могу – надо”

Группа учителей рассаживается в полукруг, перед которым ставятся два стула.

По желанию двое учителей выходят в центр и садятся перед группой. Один учитель – слушатель, другой выступающий. Последний проговаривает три предложения, в которых первая часть одинакова, а вторая различается. Например, он говорит: “Я должен чувствовать себя уверенно”, “Я могу чувствовать себя уверенно”, “Я хочу чувствовать себя уверенно”.

Важно, чтобы продолжение первого предложения (его вторая часть) было спонтанным и непосредственным. Человек говорит то, о чем он думает, что первое приходит в голову.

Обсуждаются вопросы о том, какие из трех предложений было высказано наиболее убедительно, в каком из проявилась инициатива говорящего. Сначала эти вопросы задаются второму участнику, находящемуся в позиции слушателя, затем — всей группе. Разбираются интонации голоса говорящего, его выражение лица, жесты и т.п.

Как правило, в женской аудитории, коей часто вступает учительская группа, выясняется, что большинство участниц живет по принципу “Я должна”. На реализацию собственных желаний и потребностей (“Я хочу”) не остается ни времени, ни сил. Психолог стремится показать группе, что каждому человеку необходимо какое-то время посвящать “жизни для себя” бы сохранить оптимизм и душевное здоровье.

Затем обсуждаются вопросы, связанные с поиском эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя. Психологу важно показать, что форма поведения учителя в школе, его манера общения с другими учителями и учащимися вырабатываются на основе не только принятых в педагогической профессии норм деятельности, но и проявлении собственной индивидуальности. Один учитель строг и суховат в общении, другой — эмоционален и стремится к непосредственным взаимодействиям. Важно не отказаться от самого себя, играя роль, не соответствующую своей индивидуальности, а находить возможности реализовать себя как можно полнее в заданных профессией рамках и ограничениях.

8. Упражнение “Модальность”

Очень часто в общении с учениками мы используем фразы:

“Ты должен хорошо учиться!”, “Ты должен думать о будущем!”, “Ты должен слушаться учителей и родителей!”. Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: “Ты можешь. ”, “Ты имеешь право..”, “Тебе интересно. ”. О себе обращаясь к учащимся мы говорим следующее: “Я могу тебя наказать. ”, “У меня есть полное право. ”, “Я знаю что делать. ”, “Я старше и умнее. ”. Модальность долженствования (ты должен. ) тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые со стояния, поэтому модальность долженствования в обращении учи теля к ученику необходимо свести к минимуму. Мы предлагаем типичные фразы в модальности долженствования, вам необходимо перевести в модальность возможного при сохранении общего смысла высказывания. Например: “Ты должен слушаться учителей и родителей!” (типичная фраза). – “Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться”.

  1. “Сядь сию же минуту! Выплюнь жвачку!”
  2. “Ты должен хорошо учиться!”
  3. “Ты ведешь себя как первоклассник, а не старшеклассник!”
  4. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
  5. “Кто из вас разбил стекло в классе? Ты должен говорить правду!”
  6. “Давай дневник, я поставлю тебе двойку! Ты должен всегда иметь с собой дневник!”
  7. “Почему вы сидите не на своих местах? Вы должны сидеть так, как я вас посадила!”
  8. “Мы в твои годы жили гораздо хуже. Ты должен ценить заботу старших!”
  9. “Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!”
  10. “Ты постоянно срываешь мой урок! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!”
Читать еще:  Какие бывают тренинги по психологии

9. Оценка профессиональной направленности личности учителя (Приложение)

Цель: определение механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности.

10. Упражнение “Подарок”

Участники тренинга встают в круг, и психолог предлагает каждому участнику подарить следующему участнику подарок, передавая мячик, но подарок должен быть эмоционально окрашен, например: “Ольга Ивановна я дарю вам доброту, потому, что мы с вами добрые люди, а Ольга Ивановна говорит я согласна или не согласна и дарит следующему участнику подарок в виде эмоции, пожелания…”

11. Обмен мнениями, замечания, пожелания.

Тренинг для педагогов
методическая разработка по теме

Деловая игра посвященная обучению педагогов навыкам создания ситуации успеха на своих уроках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сценарий деловой игры для педагогов

«Педагогические приемы создания ситуации успеха»

Автор: Алексеева Т.В., зам.директора по УВР,

педагог-психолог высшей категории,

МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»

Октябрьского района Пермского края

Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы, новые учебники. Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Современный учитель- это учитель, который должен идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе достижения науки и техники. Это учитель, умеющий создавать и организовывать особую образовательную развивающую среду, помогающую абсолютно каждому ученику раскрыть максимум своих способностей. Трудным бывает у учителей путь к мастерству. Мастер — это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приемами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний, кругозора. Это искусство общения с детьми. Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.

Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений у учителя должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и коллективная вера в их способность улучшить образование детей. Современные дидакты обозначают проблемы школы и предлагают пути их решения, но не все педагоги следуют им. Нельзя преобразовать современную школу без учителя, думающего и желающего принять участие в этих преобразованиях. На данном этапе не только учащихся, но и учителей необходимо вовлечь в исследовательскую деятельность, формировать творческие группы с обязательным выходом на готовый продукт. Поиск педагогами и педагогическим коллективом новых оригинальных путей решения актуальных проблем образовательной практики воплощается в проявлении множества инновационных идей, трансляции уникального инновационного педагогического опыта.

Очень часто работа завуча с педагогами недооценивается, а ведь именно она способна изменить положение к лучшему, помочь педагогам в их самореализации и саморазвитии. Ведь только активный, творческий педагог может воспитать активную и творческую личность из ребенка . Еще В.А.Сухомлинский говорил: « Если вы хотите, чтобы ваш коллектив развивался, ведите его на дорогу педагогического развития». Именно в этом ключе рассматривается психолого-методическое сопровождение педагогов. Что значит сопровождение?

«Сопровождать,- читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Ушакова,- значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»

В словаре В.И.Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать».

В самом общем значении сопровождение- это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.

Таким образом, одной из целей методической работы является создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества, чтобы они взаимно дополняли, усиливали возможности и позитивную роль друг друга. Сотрудничество администрации и педагогов при организации взаимодействия активных субъектов образовательного процесса направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через организацию деловых игр.

Деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха» проходит в форме организационно-деятельностной игры с элементами тренинговых заданий. Для проведения занятия была проведена предварительная работа:

1.Формирование практического запроса на проблему.

2. Анкетирование учащихся по возникшей проблеме.

3.Подборка психолого-педагогической литературы по теме.

4. Деление коллектива на творческие группы.

Продолжительность занятия около полутора часов. Игру лучше проводить в актовом зале, т.к. для достижения цели занятия с каждым учителем необходима обратная связь, а значит, возникает необходимость создания «общего круга». Участников лучше посадить на стулья для удобства проведения упражнений, требующих перемещений и организации работы в творческой группе.

Организация работы может быть представлена в виде следующей технологической цепочки:

1 шаг. Психологический практикум, позволяющий настроить участников на сотрудничество с выходом на тему методического занятия.

2 шаг. Анализ информации полученной в ходе анкетирования, представленный на слайдах в виде графиков.

3 шаг. Теоретический блок по форме мини-лекции с постановкой проблемы.

4шаг. Проведение упражнений, «настраивающих» на творческую деятельность и принятие правил взаимодействия.

5 шаг. Непосредственно ролевая игра, в ходе которой происходит коллективная работа по обобщению педагогического опыта. Цель- создание банка данных по проблеме (основная нагрузка на спикеров групп).

6 шаг. Ситуационная игра, позволяющая выявить риски по предложенной проблеме.

7 шаг. Подведение итогов. Закрепление позитивного опыта. Рефлексия.

Деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха»

является частью программы практикумов-семинаров при работе с педагогами МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» на 2009-10 учебный год. Как правило, педагогический коллектив школы приветствует проведение интерактивных форм работы, позволяющих самореализоваться, находиться в процессе познания, раскрыть творческие возможности, совершенствовать свое мастерство, делиться богатым педагогическим опытом.

При проведении районного семинара заместителей директоров по учебно-методической работе, одним из блоков по обобщению опыта работы школы по организации методической работы было проведение практической части. В деловой игре приняло участие более тридцати человек. Результат оценки значимости превзошел все ожидания. Анализ ответов по «Листку обратной связи» показал следующие результаты. На утверждение « Я извлек для себя много пользы из методического часа» по пятибалльной шкале на 4 балла оценили значимость для себя 18% участников, на 5 баллов — 82% участников. Самым полезным для них оказалось: общение с коллегами, наличие семинара в плане работы, создание ситуации успеха лично для себя, подборка литературы, приемы работы с коллективом, значимость поднятой проблемы.

В связи со старением педагогического коллектива, по причине удаленности от областного центра немаловажным фактором является повышение профессионального уровня педагогов школы и расширение кругозора через систему грамотно выстроенного методического сопровождения с учетом методической темы и задач работы школы. Время не стоит на месте, оно требует от нас движения, действия и инициативы. Проблем много и решать их нам – участникам учебно-воспитательного процесса.

«Шаги к педагогическому мастерству» Тренинг для учителей

Участники: педагогический коллектив школы

Цель тренинга: стимулировать желание повышать свой профессиональный уровень, активизировать творческий потенциал каждого педагога; повышение самооценки и уверенности в себе и в своих знаниях; подбор оптимальной стратегии профессиональной деятельности; коррекция ложных ожиданий и типичных иллюзий относительно работы.

Задачи: помочь коллегам найти выход из любой ситуации; создать и укрепить имидж успешного специалиста; развивать умение краткой самопрезентации.

Девиз: «Понимать друг друга, уважать, прощать, любить»

Введение.

  1. Активизация внимания участников.

Ведущий читает стихотворение

Я педагог. Завидуй мне любой.

В миру – учителя всегда Пророки.

Им эта роль дарована судьбой,

Дабы не захлестнули их пороки.

Я педагог. И спрос всегда с меня

За все успехи и за все потери:

За поступь наступающего дня,

Что в будущее открывает двери.

  1. Уражнение «Знакомство»

Вед. Прежде чем начать работу, нам необходимо познакомиться. Каждый участник представляется словами :«Не хочу хвастаться, но я…»

Вот мы и узнали больше друг о друге

III. Мозговой штурм «Правила работы в группе»

— Для чего в нашей жизни необходимы различные правила?

— Правила необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

— не боялся стать объектом критики и насмешек;

— был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы.

Ведущий. Что бы вы еще предложили?

  1. Сообщение темы, цели, задач тренинга.

Ведущий. Цель нашего тренинга – сформировать уверенность в правильном выборе профессии, учиться действовать и общаться в коллективе, повышать свой профессиональный уровень.

  1. Упражнение «Ожидание»

Раздаются небольшие листы липкой бумаги.

Вед. Напишите, что вы ожидаете от тренинга.

Каждый участник презентует свои записи и прикрепляет их на плакате с изображением песочных часов.

Теоретический блок

«Самое важное условие успешной работы школы,- подчеркивал В.Сухомлинский, — это богатая, разносторонняя интеллектуальная жизнь педагогического коллектива, любознательность, интерес к новому в науке, постоянный интеллектуальный рост, усовершенствование».

Учитель выполняет огромную миссию. Он учит, вдохновляет,зажигает,наполняет смыслом жизни подрастающие поколения.

К личности учителя предъявляется много требований. Среди них можно выделить главные ( без которых невозможно стать высококвалифицированным учителем) и второстепенные ( соответствие которым не является обязательным для педагога, но делает его личностью, способной лучшим образом обучать и воспитывать другую личность). К главным требованиям принадлежат такие: любовь к детям, к педагогической деятельности; широкая эрудиция, педагогическая интуиция; высокий уровень общей культуры и морали, профессиональное владение различными методиками обучения и воспитания детей.

Читать еще:  Тренинги на сплочение класса 7

Добавочными являются коммуникабельность, артистичность, хороший вкус и др.

Настоящий учитель должен помнить, что основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам ученик, развитие его личности.

  1. Упражнение «Сказочный вернисаж»

Ведущ. Все мы родом из детства. И всегда с нежностью и любовью вспоминаем сказки, которые слушали дома, в детском саду, в школе. Ведь сказка – не просто самый популярный фольклорный жанр, это родник, который вдохновляет каждого творческого человека. Сказка дарит радость и взрослым, и детям. Поэтому сейчас мы выполним упражнение «Сказочный вернисаж». Каждая группа поочередно вынимает из шкатулки сверток с описанием всем известной сказки. Группа думает над ответом, потом зачитывает описание сказки и свой вариант ответа.

  1. Назовите сказку, в которой разные по своему социальному статусу герои занимали по очереди жилище, созданное в необычном архитектурном стиле. И все было бы хорошо, если бы в жилище не вернулся его предыдущий владелец. («Теремок»)
  2. Герой какой сказки постоянно выполняет прихоти своей жены? И как бы он не старался удовлетворить амбиции супруги, она каждый раз повышает уровень требований. В итоге супруги оказываются на начальном этапе удовлетворения собственных требований.

( «Сказка о золотой рыбке»)

  1. В какой известной сказке серая неприветливая личность совершает коварный план убийства двух персон, и только благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается хорошо? (« Красная Шапочка»)
  2. В какой сказке героиня постоянно и нагло наговаривала на тех, кто делал ей добро? А когда она, чтобы избежать наказания, незаконно овладела чужим жилищем, различные влиятельные личности пытались провести с ней работу по преодолению ее асоциального поведения. Удалось это лишь самому меньшему из всех участников конфликта.
  1. Назовите сказку, в которой повествуется о спортсмене, направляющемся на соревнования по бегу с препятствиями. Хитрость и выдержка помогли ему очень близко подойти к финишу, но финал – трагический. Проявив чрезмерно большую самоуверенность, он погибает.
  1. Назовите сказку, в которой главная героиня могла перевоплощаться в различные образы ради своего возлюбленного. Но однажды нерассудительность и импульсивность в поведении привели к длительной разлуке влюбленных. Преодолевая разные преграды, они все-таки соединяют свои судьбы. ( «Царевна лягушка)»

VII. Упражнение «Портрет идеального учителя»

Работа в группах.

1-я группе дается задание создать портрет неудачливого и неуспешного учителя, указав на ошибки и причины такого положения.

2-я группа описывает учителя успешного и создает портрет с преимуществами, благодаря которым он стал успешным.

Каждая группа зачитывает и защищает своего учителя и свой список.

В конце мы выделяем, какие ошибки не следует допускать в своей работе, чтобы не стать плохим учитлем-специалистом, а чему надо учиться чтобы стать успешным педагогом.

Обсуждение.

Конечно, даже и у самого успешного педагога были и кризисы, и поражения, и те факты, которые загоняли его в глухой угол, но не тот учитель успешный, который не допускает ошибок, а тот, кто, сделав ошибку, не опускает рук, а, проанализировав их, смог принять и усовершенствовать их в своей творческой работе с детьми.

Не бойтесь делать ошибки, самое главное – умейте из них выносить для себя правильные выводы.

VIII. Упражнение «Решение педагогических ситуаций»

Вы начали вести урок, все дети успокоились, наступила тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Вы удивленно посмотрели на этого ученика. Он, смотря вам прямо в лицо, заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете урок». Как вы отреагируете на это? Выберите и объясните правильный вариант из предложенных ниже.

  1. «Ну и дела!»
  2. «А отчего тебе смешно?»
  3. «Ты что, дурак?»
  4. «Люблю веселых людей»
  5. «Я рада, что создаю для тебя веселое настроение»
  6. Предложите свой вариант ответа

В начале урока или уже после того, как вы провели несколько занятий, ученик заявляет: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить».

  1. «Твое дело – учиться, а не учить учителя»
  2. «Таких, как ты, я , конечно, ничему не научу»
  3. «Может, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
  4. «Ты просто не хочешь учиться»
  5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь»

Один из учеников постоянно нарушает дисциплину. Наконец вы, не вытерпев, приказываете ему покинуть класс.

— А вы не имеете права выгонять меня из класса. Я не выйду,- заявляет ученик.

  1. Настаиваете на своем.
  2. Угрожаете, что класс оставите вы.
  3. Напоминаете ученику, что у него есть не только права, но и обязанности.
  4. Предложите ваш вариант.

IХ. Информационное сообщение.

Педагогическое мастерство учителя – это целеустремленное педагогическое влияние на ученика, который совершает ежеминутно, ежечасно каждый педагог своей личностью, манерой поведения, знанием, общением. Мастерство можно рассматривать как наивысший уровень педагогической деятельности, как проявление творческой активности.

Элементы педагогического мастерства:

  1. Широкая подготовленность, которая помогает определить педагогическую стратегию.
  2. Знание детской психологии.
  3. Знание технологии педагогического влияния на личность.
  4. Коммуникативные способности.
  5. Организаторские умения и навыки.
  6. Эмоциональная стабильность – способность владеть собой, сберечь контроль, независимо от тех причин, которые провоцируют эмоциональный срыв.
  7. Гуманистическая направленность, тоесть проявление способности видеть большое в небольших делах.
  8. Высокая духовная культура педагога как человека и гражданина.

Х. Упражнение «Рюкзак, мясорубка, корзина»

Вед. Вернемся к нашим ожиданиям. Я предлагаю листики с записями ваших ожиданий положить в рюкзак, если вы взяли из этого тренинга для себя что-то новое, в мясорубку – если вам нужно что-то обдумать, и выкинуть в корзину, если считаете, что ничего полезного вы не получили.

ХI. Упражнение «Рука дружбы»

Обведите на своем листе правую руку, подпишите свою фамилию и передайте по кругу своему соседу, где каждый напишет свое пожелание. Упражнение продолжайте до тех пор, пока «своя» рука не вернется к владельцу.

Вед. Наше занятие подошло к завершению. Благодарю всех за активное участие.

Социально-психологический тренинг для учителей «Обучая,учимся».

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Социально-психологический тренинг для учителей (СПТ)

Цели: 1 . Умение осознавать социальный смысл ситуации в целом

и соотносить его с действиями конкретных людей в этой ситуации.

2. Адекватное восприятие чувств, идей, мнений других,

понимание личностных мотивов поведения окружающих.

Познание мира и себя через разные виды мышления.

3. Развитие умения определять свои достижения как базу для дальнейшего профессионального и личностного роста.

Задача : отработка умения эффективно вести себя

в разнообразных жизненных ситуациях .

Вид урока: социально-психологический тренинг (СПТ).

Оборудование: интерактивная доска, слайды, плакаты,

раздаточный материал, музыка, слайд-шоу,

схемы, магнитная доска, цветной мел, маркеры,

слайды, фотоаппарат, призы-подарки,

художественное оформление кабинета.

Сказки-притчи о смысле жизни.

Высказывания великих людей.

Фронтальная работа. Работа в группах.

Устранение барьеров в общении

Игровые упражнения. Слайд-шоу.

Эссе — отзывы участников тренинга.

Мотивация к нахождению путей эффективного сотрудничества:

1). Вступительное слово ведущего.

Одна из ведущих психолого-педагогических идей программы образования – идея развивающего обучения. Государственный заказ образованию – выпускники, умеющие адаптироваться в со-

циуме, способные практически решать жизненные и профессиональные проблемы. На общеобразовательные школы

возложена высокая ответственность за подрастающее поколение.

Учитель, обучая, воспитывает граждан страны.

2). Эпиграф тренинга.

Воспитателю надо глубоко знать жизнь,

чтобы готовить к ней.

Для чего мы живём? В чём наше предназначение? Как правильно прожить свой отрезок времени? В чём смысл жизни?

На эти вопросы смогут дать осмысленный ответ далеко не все

взрослые, а подросткам сделать это ещё сложнее.

Предлагаю в игровой форме найти ответы на эти вопросы.

И определить, насколько учитель — участник тренинга- расположен на контакт, на общение, на социализацию.

III . Организация знакомства.

Цель. Устранение барьеров в общении для рабочей, творческой, свободной обстановки.

Участники делятся на группы : дерево, река, луна, солнце, ребёнок, взрослый человек (6 групп по желанию участников). Им выдаются эмблемы — указатели причастности к группе. На листочке они пишут своих 4-5 ассоциаций к выбранным образам.

IV . Развитие психической саморегуляции и социальной сенситивности (восприимчивости к состояниям и мнениям других).

Притча – сказка о смысле жизни.

Однажды человек подошёл к Дереву и спросил :

— Дерево, скажи, в чём смысл жизни?

— Зачем тебе мой смысл жизни?

— Я запутался, не знаю зачем живу, куда иду. Кто я? Устал от неопределённости, устал бояться, что сделаю что-то не так, устал совершать ошибки. Помоги понять, как жить.

— Хорошо. Вот мой смысл жизни: расти.

— Расти? Просто расти и всё? Да я и так просто рос, а сейчас

Но Дерево больше не отвечало.

( участники тренинга на розданных листах напротив дерева,

реки, луны, солнца, ребёнка, пишут свой ответ: в чём смысл их жизни) .

Человек пошёл к Реке:

— Река, одолжи свой смысл жизни.

— Зачем, своего что-ли нет?

— Нет…- опустив голову, сказал Человек.

— Вот как… Мой смыл жизни – течь

— Течь…- повторил разочарованно человек и присел на берегу.

Наступила ночь, на небе появилась Луна. .

— Луна!- Воззвал Человек. -Какой у тебя смысл жизни?

Луна помолчала и торжественно ответила:

Читать еще:  Тайм менеджмент для детей тренинг

— Как можно созерцать пустоту? Это же когда ничего нет! – воскликнул Человек, не находя слов от удивления. Он закрыл глаза и попытался осмыслить всё. Не получилось.

Утром пригрело солнышко и Человек с последней надеждой взглянул на него:

— В чём твой смысл жизни, Солнце?

— Дарить свет….. А ещё, дарить тепло. Да… тепло и свет.

— С фонарём что-ли везде ходить – свет дарить? В голове всё перемешалось: расти, течь, ощущать пустоту, дарить свет, тепло.

Вдруг он услышал смех, повернулся – перед ним стоял Ребёнок.

— Здравствуй! – сказал Ребёнок. Что ты делаешь здесь?

Человек нехотя ответил ( что может понять ребёнок?! ):

-Смысл жизни ищу.

— Насол? – поинтересовался Ребёнок.

— Не насол, — передразнил Человек.

— А я насол! – радостно сообщил Ребёнок.

— И давно? – съязвил Человек.

Человек начал выходить из себя:

— И какой же у тебя смысл жизни?!

-Иглать. И ребёнок засмеялся.

— Ах, играть! Человек улыбнулся ребёнку, словно сделав открытие

А ребёнок побежал по полянке, весело смеясь и радуясь

чему-то. И столько счастья, света исходило от него, что Человек почувствовал, как тепло заполняет пустоту души и разливается по телу. Появилось огромное желание жить, не задумываясь о смысле этой жизни. Человек запел, даря песню света и тепла, заполняя собою всё вокруг. И сразу стало понятно, что значит «расти, течь, ощущать пустоту, дарить тепло и свет, играть».

Станьте деревом, станьте рекой, станьте луной, станьте солнцем, станьте ребёнком , потому что

Жизнь – это череда выборов.

Растёт и вверх, и вниз. Но мощный рост вверх начинается

только после того, как укрепилась его корневая система.

Дерево сильно корнями. Чем старше дерево, тем гуще крона,

под которой всегда хочется всем собраться в знойные дни. Посмотрите, как развивается листок: почка-зародыш, клейкая и свернувшаяся, затем она разворачивается и появляется маленький, нежный, беззащитный листок, постепенно

он становится крепким и упругим, с возрастом на нём появляются

сильные прожилки (жилистость — руки человека), потом он начинает менять цвет, сохнуть, падает с ветки и высыхает, превращаясь в труху и, смешиваясь с землёй, уходит в неё.

Такой цикл переживает вся природа, если, конечно, кто-то или что-то не сократит его раньше времени. Древо жизни, родословное дерево, дерево познания и саморазвития

Задание. Закончить фразу. Человек должен быть готов к тому, что, когда опадут все листья…………. (жизнь не заканчивается)

Течёт – живёт. Чем чище вода, тем больше пользы она приносит, без воды нет жизни. В её течении заключена огромная мудрость для человека! Просто течь – просто жить. Чем гибче и плавнее её течение, тем меньше брызг вокруг. Представьте огромный камень на пути, его можно плавно обойти, а можно и биться об него, создавая массу брызг и разбивая себе лоб, но всё равно не сдвинуть его с места. Но вода камень точит, если кто-то хочет посвятить свою жизнь этому – это будет его выбор. Вода –источник жизни.

Созерцать пустоту – познавать мир и себя через чувства и ощущения, учиться познавать себя и окружающих, прислушиваться к внутреннему голосу, к своей интуиции. Полезно иногда остаться одному в тишине и послушать её. Абсолютной тишины в мире не бывает, поэтому человек обязательно услышит то, что никогда не придёт к нему в шуме суеты. Всевышний говорит с нами в тишине не через разум, а через чувства. Жизнь Луны — развитие своей духовности для тех, кто хочет жить на тонком вибрационном космическом уровне.

Задание. Чем отличаются ощущения от чувств? Ощущение телесное (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное, термическое). Чувства души. ( Профессор медицины, хирург, духовный писатель Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий).

Свет, тепло – это жизнь. В темноте и холоде кому хочется жить? Все ищут место под солнцем. Свет и тепло, идущие изнутри согреют не толь других, но озарят и самого человека.

Задание . Закончить фразу. Свет и тепло – это любовь и только светлая и тёплая любовь способна……….. (творить чудеса).

Играть. играть – жить своей жизнью (дети познают мир через игру, где они принимают сами решение, где

их никто не учит , играя, они создают свой мир, понятный, интересный и увлекательный. Они играют в разные роли, сами учатся выживать в социуме…).

Задание. Закончить фразу.

Радостное восприятие жизни — это способность……… (быть оптимистом).

V . Идентификация (понимание через уподобление).

Ручка и карандаш обладают 5-ью важными качествами, необходимыми учителю для того, чтобы быть в ладу со всем миром. Какими?

1). В карандаше и в ручке главное не футляр: его цвет, материал, форма, цена, а стержень.

2). Чтобы писать необходимо затачивать карандаш, а стержень в ручке, когда он мажет, протирать, обновлять. Учителю так же необходимо оттачивать своё мастерство, обновляя свои знания.

3). То, что написано карандашом, можно стереть резинкой и исправить. Исправлять себя не всегда плохо.

То, что написано ручкой, исправить сложно, поэтому нужно сначала думать, потом говорить или писать. Учитель несёт ответственность за свои слова, потому что он – источник знаний для учащихся во всём.

4). Ручка и карандаш оставляют след за собой. Мы тоже оставляем после себя следы своими поступками.

5). Ручка и карандаш сами по себе писать не будут, нужна направляющая рука. Можно быть гением, но никогда не надо забывать о существовании этой Высшей Направляющей Руки.

Только любовь, доброта и красота спасут мир. Всеми этими качествами должен обладать учитель, чтобы передать их своим ученикам.

VI . Слайд – шоу о школе.

VII . Подведение итогов.

Взгляни на мир глазами ребенка

Пусть небо льёт в отчаянии слёзы,
Бушуют и гремят над головой
Неистовые, яростные грозы,
Утратившие разум и покой;

Наступит время, и на небосводе
Взойдёт светило гордо из-за туч,
Даря улыбку нежную природе,
И в миг осветит землю солнца луч.

Методические разработки

Реализация программы способствует эффективной подготовке к выполнению задания С на ЕГЭ, совершенствованию и развитию умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения. Программа определяет теоретический и методический аппарат курса, включает поурочное планирование занятий.

Ресурс адресован учителям, работающим в 10-11 классах, учащимся и др. для подготовки к сочинению-рассуждению. Разработан на основе учебно-методических материалов по русскому языку и анализа результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет, творческих работах учащихся.

Типовые задания для подготовки к ЕГЭ по орфоэпическому словнику 2019 г.

Два варианта проверочной работы по орфоэпическому словнику 2019 г.

Задание для подготовки к ЕГЭ по русскому языку для отработки умения различать слова-паронимы.

Дидактический материал для практических занятий и самостоятельной работы по словарю паронимов 2019 г.

Задания для самостоятельной работы.

Задание для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку для отработки умения распознавать грамматические ошибки в предложениях.

Дидактический материал для практических занятий в соответствии с новым типом задания №9 в демоверсии 2019 г.

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ в соответствии с новым типом задания 10 в демоверсии 2019 г.

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Дидактический материал для практических занятий.

Дидактический материал для практических занятий.

Тесты с ответами для самопроверки.

Тренировочные типовые тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тренировочные типовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные типовые тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тренировочные тесты по лексике для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные тесты по лексике для подготовки к ЕГЭ.

Дидактический материал для практических занятий.

Представлен дидактический материал для практикума на уроке в 10-11 классах. На занятии проверяются теоретические знания, организуется работа в малых группах для закрепления умения формулировать проблему в сочинении-рассуждении по исходному тексту.

Занятие элективного курса для 10-11 классов в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Представлен теоретический и дидактический материал для обучения учащихся умению определять проблему исходного текста, устанавливать связь темы и проблемы, использовать речевые клише во фрагментах сочинений. Урок проводится в сопровождении компьютерной презентации.

Представлен вариативный дидактический материал, позволяющий проверить уровень сформированности умения анализировать содержание текста и самостоятельно формулировать проблему исходного текста. Приведены фрагменты ученических работ. Можно реализовать на занятии элективного курса или факультативном занятии.

В таблице отражены основные компоненты сочинения-рассуждения и речевые клише.

Ресурс содержит презентацию, дидактический материал и интерактивный тест со свободным вводом ответа.

Данный ресурс адресован учителям русского языка, в нём описывается роль тестовой методики в подготовке к ЕГЭ, характеризуются виды тестов по структуре и способу оформления ответа, демонстрируются возможности компьютерного тестирования.

Карточки для проверочной работы в форме теста с выбором ответа. 2 варианта по 7 заданий. Можно использовать для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тест в формате ЕГЭ с выбором одного ответа.

Задание для самостоятельной работы.

Задание для самостоятельной подготовки.

Задание для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Материалы к практическому занятию в рамках урока развития речи или элективного курса.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector